Analysis of the assets structure of Sberbank Group under IFRS

General trends

In 2017, the Group's assets increased by 6.9% – to RUB 27.1 trillion. Loans and advances to customers remain the largest category of assets: their share at the end of 2017 amounted to 68.2% of total assets. The proportion of liquid assets, including cash and cash equivalents, due from banks, securities portfolio comprised 25.6%. In 2017, the securities portfolio increased by 21.0% to RUB 3.3 trillion. The portfolio is almost totally comprised of bonds and is used primarily for liquidity management.

In 2017, the securities portfolio increased by 21.0% to RUB 3.3 trillion. The portfolio is almost totally comprised of bonds and is used primarily for liquidity management.
Liquid and other assets breakdown in 2017, %
Liquid and other assets breakdown in 2016, %

Loans and advances to customers

The total loan portfolio of the Group before provision for loan impairment increased by 6.6% y-o-y to RUB 19.9 trillion. Corporate loans increased by 4.0% in 2017. Their share in the total loan portfolio slightly decreased in 2017 compared to 2016 and amounted to 71.2% (2016: 73.1%), mainly due to increase of the share of mortgage loans in the total loan portfolio (16.1% compared to 14.8% for the previous year).

Loans and advances to customers in 2017, %
Loans and advances to customers in 2016, %

Retail loan portfolio grew by 13.6% in 2017 y-o-y and comprised RUB 5.7 trillion. The driver of growth in the retail lending was mortage loans, which grew by 16.0% in 2017. In 2017, the share of mortage loans slightly increased and continued to remain the main component of the retail loan portfolio: 55.8% against 54.7% in 2016. Sberbank's domestic market share in mortgage loans reached 55.6%. The increase in mortgage loans was supported by other classes of retail loans. Thus, credit cards and overdrafts grew by 15.7%, consumer and other loans to individuals showed growth of 9.6% in 2017.

Structure of the credit portfolio of the Group
2016 2017
RUB bln % of total RUB bln % of total
Commercial loans to legal entities 9,916.0 53.2 10,468.1 52.6
Specialized loans to legal entities 3,717.0 19.9 3,706.5 18.6
Mortgage loans to individuals 2,750.9 14.8 3,190.6 16.1
Consumer and other loans to individuals 1 574.1 8.4 1,725.9 8.7
Credit cards and overdrafts 586.9 3.1 678.9 3.4
Car loans to individuals 119.8 0.6 121.2 0.6
Total loans and advances to customers before provision for loan impairment 18,664.7 100 19,891.2 100.0

Quality of the loan portfolio

The provision coverage level of the total loan portfolio before provision for loan impairment comprised 7.1% as at the end of 2017, remaining almost unchanged compared to 2016 (7.0%). In 2017, the proportion of NPL90+ (non-performing loans with interest payments and/or principal overdue more than 90 days) in the Group's total loan portfolio decreased from 4.4% to 4.2%. At the same time, the provision coverage of non-performing loans (NPLs) in 2017 increased to 1,7 times as at the end of 2017 compared to 1,6 times as at the end of 2016.

Restructured loans before provision for loan impairment decreased by 2.2% compared to 2016; its share in the total loan portfolio comprised 5.9% as at December 31, 2017 (6.5% as at December 31, 2016). The provision coverage of non-performing loans (NPLs) combined with restructured non-NPLs increased to 83.1% as at December 31, 2017, compared to 74.6% as at December 31, 2016.

Securities portfolio

The Group's securities portfolio is represented mainly by debt instruments (97.1%) and is used primarily for liquidity management. Russian federal loan bonds (OFZ bonds) are the main component of the Group's securities portfolio with the share of 41.2%, which grew by 3.7 p.p. compared to 2016. The proportion of corporate bonds in the portfolio structure comprised 34.4% as at the year-end 2017 with 0.8 p.p. increase y-o-y.

The share of corporate bonds with investment rating comprised 32.1% in the Group's total portfolio of corporate bonds (as at the end of 2016 – 27.1%). The share of securities pledged under repurchase agreements increased from 4.2% to 7.9% in 2017.

Structure of the securities portfolio of the Group
2016 2017
RUB bln % of total RUB bln % of total
Russian federal loan bonds (OFZ bonds) 1,019.1 37.5 1,355.2 41.2
Corporate bonds 913.9 33.6 1,132.6 34.4
Foreign government and municipal bonds 348.6 12.8 292.8 8.9
Russian Federation Eurobonds 273.6 10.1 235.1 7.2
Russian municipal and subfederal bonds 78.7 2.9 122.1 3.7
Mortgage-backed securities 0.0 n.a. 45.6 1.4
Bonds of the Bank of Russia 0.0 n.a. 10.2 0.3
Promissory notes 0.4 0.0 1.4 0.0
Total debt securities 2,634.3 96.9 3,195.0 97.1
Corporate shares 71.0 2.7 83.1 2.6
Investments in mutual funds 12.2 0.4 11.3 0.3
Total securities 2,717.5 100.0 3,289.4 100.0
Credit rating debt securities portfolio breakdown
2016 2017
RUB bln % of total RUB bln % of total
Investment rating 1,533.5 58.2 1,956.4 61.2
Speculative rating 1,051.7 39.9 1,128.1 35.3
Not rated 49.1 1.9 110.5 3.5
Total debt securities 2,634.3 100.0 3,195.0 100.0

Анализ структуры активов

Общие тенденции

В 2017 году активы Группы увеличились на 6,9% — до 27,1 трлн руб. Кредиты и авансы клиентам остаются крупнейшей категорией активов: на их долю на конец 2017 года приходилось 68,2% совокупных активов. Доля ликвидных активов, в число которых входят денежные средства, средства в банках, портфель ценных бумаг, составила 25,6%.

В 2017 году портфель ценных бумаг вырос на 21,0% до 3,3 трлн руб. Портфель практически полностью состоит из облигаций и используется главным образом для управления ликвидностью.
Структура активов Группы Сбербанк в 2017 году, %
Структура активов Группы Сбербанк в 2016 году, %

Кредиты и авансы клиентам

Совокупный кредитный портфель Группы до вычета резервов под обесценение вырос за год на 6,6% до 19,9 трлн руб. Кредиты юридическим лицам выросли на 4,0% в 2017 году. Их доля в общем кредитном портфеле в 2017 году по сравнению с 2016 годом несколько снизилась и составила 71,2% (2016: 73,1%), главным образом за счет увеличения доли жилищного кредитования в общем кредитном портфеле (16,1% против 14,8% годом ранее).

Кредиты и авансы клиентам в 2017 году, %
Кредиты и авансы клиентам в 2016 году, %

Портфель розничных кредитов вырос за год на 13,6% и составил 5,7 трлн руб. Драйвером роста розничного портфеля послужило жилищное кредитование, рост которого составил 16,0% в 2017 году. В 2017 году доля жилищного кредитования несколько повысилась и продолжила занимать наибольшую долю в розничном портфеле – 55,8% против 54,7% в 2016 году. Доля Сбербанка на российском рынке ипотечного кредитования достигла 55,6%. Рост жилищного кредитования поддержали и все остальные виды розничного кредитования. Так, кредитные карты и овердрафты показали рост на 15,7%, потребительские и прочие ссуды физическим лицам показали рост на 9,6% в 2017 году.

Структура кредитного портфеля Группы
2016 2017
млрд руб. Доля, % млрд руб. Доля, %
Коммерческое кредитование юридических лиц 9 916,0 53,2 10 468,1 52,6
Специализированное кредитование юридических лиц 3 717,0 19,9 3 706,5 18,6
Жилищное кредитование физических лиц 2 750,9 14,8 3 190,6 16,1
Потребительские и прочие ссуды физическим лицам 1 574,1 8,4 1 725,9 8,7
Кредитные карты и овердрафты 586,9 3,1 678,9 3,4
Автокредитование физических лиц 119,8 0,6 121,2 0,6
Итого кредитов и авансов клиентам до вычета резерва под обесценение кредитного портфеля 18 664,7 100 19 891,2 100,0

Качество кредитного портфеля

Уровень покрытия резервами кредитного портфеля до вычета резервов по состоянию на конец 2017 года составил 7,1%, практически оставшись на уровне конца 2016 года (7,0%). За 2017 год доля NPL90+ (неработающих кредитов с просроченными платежами по процентам и/или основному долгу более чем на 90 дней) в совокупном кредитном портфеле Группы снизилась с 4,4% до 4,2%. При этом покрытие резервами неработающих кредитов в 2017 году увеличилось до 1,7 раз на конец 2017 года в сравнении с 1,6 раз на конец 2016 года.

Портфель реструктурированных кредитов до вычета резерва под обесценение снизился на 2,2% относительно 2016 года; его доля в совокупном кредитном портфеле составила 5,9% по состоянию на 31 декабря 2017 года (6,5% по состоянию на 31 декабря 2016 года). Резерв под обесценение кредитного портфеля к совокупности неработающих и реструктурированных работающих кредитов увеличился до 83,1% на 31 декабря 2017 года по сравнению с 74,6% на 31 декабря 2016 года.

Портфель ценных бумаг

Портфель ценных бумаг Группы на 97,1% представлен долговыми инструментами и в основном используется для управления ликвидностью. Облигации федерального займа Российской Федерации (ОФЗ) занимают крупнейшую долю в портфеле ценных бумаг Группы – 41,2%, увеличившись за год на 3,7 п. п. Доля корпоративных облигаций в структуре портфеля к концу 2017 года составила 34,4%, увеличившись за год на 0,8 п. п.

Доля корпоративных облигаций с инвестиционным рейтингом составила 32,1% в общем портфеле корпоративных облигаций Группы (по итогам 2016 года — 27,1%). Доля ценных бумаг, заложенных в рамках операций РЕПО, увеличилась за 2017 год с 4,2% до 7,9%.

Структура портфеля ценных бумаг Группы
2016 2017
млрд руб. Доля, % млрд руб. Доля, %
Облигации федерального займа Российской Федерации (ОФЗ) 1 019,1 37,5 1 355,2 41,2
Корпоративные облигации 913,9 33,6 1 132,6 34,4
Иностранные государственные и муниципальные облигации 348,6 12,8 292,8 8,9
Еврооблигации Российской Федерации 273,6 10,1 235,1 7,2
Российские муниципальные и субфедеральные облигации 78,7 2,9 122,1 3,7
Ипотечные ценные бумаги 0,0 n.a. 45,6 1,4
Облигации Банка России 0,0 n.a. 10,2 0,3
Векселя 0,4 0,0 1,4 0,0
Итого долговых ценных бумаг 2 634,3 96,9 3 195,0 97,1
Корпоративные акции 71,0 2,7 83,1 2,6
Паи инвестиционных фондов 12,2 0,4 11,3 0,3
Итого ценных бумаг 2 717,5 100,0 3 289,4 100,0
Инвестиционный рейтинг 1 533,5 58,2 1 956,4 61,2
Спекулятивный рейтинг 1 051,7 39,9 1 128,1 35,3
Нет рейтингов 49,1 1,9 110,5 3,5
Итого долговых ценных бумаг 2 634,3 100,0 3 195,0 100,0