Brief overview of corporate governance practices

Corporate governance approach

We understand corporate governance as a system of interrelations between shareholders (owners), the Supervisory Board, management and other stakeholders that establishes the rules and procedures for taking corporate decisions and ensures management and control over the Bank’s activities.

Sberbank is both a credit institution and a public company, which raises the requirements on the quality of the Bank’s corporate governance. That is why we closely monitor corporate laws and corporate governance practices in Russia and abroad. In our activity we comply with the following:

the recommendations of the Basel Committee on Banking Supervision and the Financial Sustainability Council for financial institutions;

the principles and recommendations of the Corporate Governance Code of Bank of Russia and other corporate governance requirements of the regulator (Bank of Russia);

the requirements of the Listing Rules of the Moscow, London, and Frankfurt Stock Exchanges;

the Corporate governance principles of G20/OECD;

the international code of conduct and principles of international standards related to Corporate Social Responsibility and sustainable development: ISO 26000, AA1000, and standards for information disclosure developed by the GRI (Global Reporting Initiative).

Currently, Sberbank compiles with the majority of the principles and recommendations of the Corporate Governance Code of the Bank of Russia. For our report on compliance with the Corporate Governance Code of the Bank of Russia see on page.

Assessment of the quality of corporate governance

In 2017 we maintained our National Corporate Governance Rating (NCGR) of 8 “Advanced Corporate Governance Practice”, which is the highest rating among Russian companies that receive an NCGR rating. This means that Sberbank retained its position among the three leaders in the quality of corporate governance among Russian companies that receive this rating.

Based on the scale of the National Corporate Governance Rating, a rating of 8 means that the company duly complies with Russian legislative regulations regarding corporate governance and follows a considerable number of recommendations of the Russian Corporate Governance Code. The risks of losses for owners resulting from the quality of corporate governance are insignificant.

Equality of shareholders’ rights

The corporate governance system at Sberbank ensures the equal treatment of shareholders’ rights, regardless of the size of their shareholding. The key principles in ensuring the equality of shareholders’ rights are:

  • compliance with the one share – one vote – one dividend principle;
  • lack of protective mechanisms (restrictions):
    • based on the nominal value of shares that can belong to one shareholder;
    • based on the maximum number of votes granted to one shareholder;
    • based on the share of foreign entities in the Bank’s charter capital;
  • equal treatment of all shareholders as they exercise their right to participate in the Bank’s government.

In accordance with international best practice, Sberbank also refrains from actions that could lead to the artificial redistribution of corporate control and creation of unequal terms and conditions for shareholders. In this regard, we make every effort to ensure that the voting shares of controlled legal entities do not take part in voting at the General Shareholders’ Meeting of Sberbank.

A balanced and effective Supervisory Board

The composition of the Supervisory Board is balanced in terms of gender, nationality, knowledge and professional experience. The efficiency of the Supervisory Board is achieved thanks to its balanced composition and coordinated work. The composition of the Supervisory Board allows it to take into account the interests of all shareholders and to limit the dominant influence of the key shareholder on the decisions made by the Supervisory Board.

Separation of powers and responsibility in business management

Effective interaction between the Supervisory Board and executive bodies and the clear separation of their powers are some of the key factors ensuring the due implementation of corporate governance practices.

The Supervisory Board, Executive Board, and CEO, Chairman of the Executive Board are granted a significant degree of independence in carrying out their activities. The Supervisory Board does not interfere (without strong reasons to do so) in the daily operations of the executive bodies, nor does it limit their ability to expeditiously solve the Bank’s operational issues.

In addition, the executive bodies inform the Supervisory Board on a regular basis of the most important issues and decisions, which are crucial for implementing the Bank’s development strategy, business planning and development, as well as of the state of risk management and internal control systems.

To achieve the optimal level of these interactions, the CEO, Chairman of the Executive Board is a member of the Supervisory Board of Sberbank.

Dividend policy

In 2017 we allocated for the payment of dividends 25% of net profit for 2016 according to IFRS. RUB 6 was paid for each ordinary and preferred share. Sberbank updated its Dividend Policy at the end of 2017, setting forth its intention to gradually increase the share of dividend payments in the net profit of the Sberbank Group over the next three years from the current level to 50% of net profit according to IFRS, with due account of the limitations established by the Dividend Policy.

Socially responsible corporate governance model

Starting in 2010, Sberbank voluntarily prepares sustainability reports in accordance with the international code of conduct and principles set forth in the international standards on corporate social responsibility and sustainability: ISO 26000, AA1000, and the standards on information disclosure developed by the GRI (Global Reporting Initiative).

Corporate ethics

We have introduced a uniform Code of Corporate Ethics for the Sberbank Group, which consolidates the rules of conduct for all team members, regardless of their location. The Code reflects the standards of behavior accepted at the Bank, guaranteeing honest and fair relations with team members, clients, partners, and observance of laws and internal policies. The Code fully complies with the standards placed by the international community on multinational corporations.

Information transparency

As a public company, Sberbank strives to increase the transparency of its operations by supporting an active and open dialog with its shareholders, investors, and other stakeholders. The Bank’s information transparency is based on information disclosure made in accordance with the Information Policy approved by the Supervisory Board, which is built on the principles of completeness, accuracy, availability, a balanced nature of disclosed information, and the regularity and timeliness of its disclosure. Access to public information (except for the cases set forth in the legislation of the Russian Federation) is provided by the Bank free of charge and does not require special procedures (the receipt of passwords, registration, or other technical restrictions) to read it.

Official website of Sberbank for information disclosure.

In 2017 Sberbank was the winner of the Annual Report Contest of the Moscow Exchange in the nomination “Best Annual Report of a Company with Capitalization of More Than RUB 200 Billion”, and also received the Contest’s special prize “For Continued Leadership”.

Краткий обзор практики корпоративного управления

Подход к корпоративному управлению

Под корпоративным управлением мы понимаем систему взаимоотношений между акционерами (собственниками), Наблюдательным советом, менеджментом и иными заинтересованными лицами, которая устанавливает правила и процедуры принятия корпоративных решений и обеспечивает управление и контроль деятельности банка.

Сбербанк является кредитной организацией и публичной компанией, что накладывает повышенные требования к качеству корпоративного управления банка. Поэтому мы внимательно следим за развитием корпоративного законодательства и практик корпоративного управления в России и за рубежом. В своей деятельности мы следуем:

рекомендациям Базельского комитета по банковскому надзору и Совета по финансовой стабильности, предъявляемым к финансовым организациям

принципам и рекомендациям, закрепленным в Кодексе корпоративного управления Банка России, а также иным требованиям регулятора (Банка России) в области корпоративного управления

требованиям Правил листинга Московской, Лондонской и Франкфуртской бирж

принципам корпоративного управления G20/ОЭСР

международным нормам поведения и принципам, закрепленным международными стандартами в области корпоративной социальной ответственности и устойчивого развития: ISO 26000, AA1000, а также стандартам раскрытия информации, разработанным группой GRI (Global Reporting Initiative)

На текущий момент Сбербанк следует значительной части принципов и рекомендаций Кодекса корпоративного управления Банка России. Отчет Сбербанка о соблюдении Кодекса корпоративного управления Банка России читайте на странице.

Оценка качества корпоративного управления

В 2017 году мы подтвердили значение Национального рейтинга корпоративного управления (НРКУ) на уровне 8 «Передовая практика корпоративного управления», что является максимальной оценкой среди российских компаний, имеющих НРКУ. Таким образом, Сбербанк сохранил свою позицию в тройке лидеров по качеству корпоративного управления среди российских компаний, имеющих указанный рейтинг. В соответствии со шкалой Национального рейтинга корпоративного управления компания с НРКУ 8 соблюдает требования российского законодательства в области корпоративного управления, следует существенной части рекомендаций российского Кодекса корпоративного управления. Риски потерь собственников, связанные с качеством корпоративного управления, являются незначительными.

Равенство прав акционеров

Система корпоративного управления Сбербанка обеспечивает равенство прав акционеров независимо от размера пакета принадлежащих им акций. Ключевыми принципами обеспечения равных прав являются:

  • соблюдение принципа одна акция – один голос – один дивиденд;
  • отсутствие защитных механизмов (ограничений):
    • по суммарной номинальной стоимости акций, которые могут принадлежать одному акционеру;
    • по максимальному числу голосов, предоставляемых одному акционеру;
    • по доле участия иностранных лиц в уставном капитале банка;
  • равное отношение ко всем акционерам при осуществлении ими права на участие в управлении банком.

Кроме того, в соответствии с лучшей международной практикой Сбербанк воздерживается от действий, которые могут привести к искусственному перераспределению корпоративного контроля и созданию неравных условий для акционеров. В связи с этим мы прилагаем необходимые усилия для того, чтобы голосующие акции, принадлежащие подконтрольным юридическим лицам, не принимали участия в голосовании на Общем собрании акционеров Сбербанка.

Сбалансированный и эффективный Наблюдательный совет

Состав Наблюдательного совета разнообразен с точки зрения гендерной и национальной принадлежности, знаний и профессионального опыта. Эффективность работы Наблюдательного совета достигается за счет сбалансированности состава и его скоординированной работы. Состав Наблюдательного совета позволяет учитывать интересы всех акционеров и ограничить доминирующее влияние основного акционера на принимаемые Наблюдательным советом решения.

Разграничение полномочий и ответственности при управлении бизнесом

Эффективное взаимодействие между Наблюдательным советом и исполнительными органами, а также четкое разграничение их полномочий является одним из ключевых факторов в обеспечении надлежащей практики корпоративного управления.

Наблюдательный совет, Правление и Президент, Председатель Правления в своей работе наделены достаточной степенью самостоятельности. Наблюдательный совет не вмешивается (без веских на то причин) в повседневную деятельность исполнительных органов и не ограничивает их возможности оперативно решать вопросы деятельности банка.

Вместе с тем, исполнительные органы банка на регулярной основе информируют Наблюдательный совет по всем важным вопросам и решениям, имеющим значение для выполнения стратегии развития банка, планирования и развития бизнеса, о состоянии систем управления рисками и внутреннего контроля.

Для достижения оптимального уровня такого взаимодействия Президент, Председатель Правления входит в состав Наблюдательного совета Сбербанка.

Дивидендная политика

В 2017 году мы направили на выплату дивидендов 25% чистой прибыли по МСФО за 2016 год. На каждую обыкновенную и привилегированную акцию было выплачено 6 руб. В конце 2017 года Сбербанк обновил Дивидендную политику, закрепив намерение последовательно в течение трех лет повысить долю дивидендных выплат в чистой прибыли Группы Сбербанк с текущего уровня до уровня 50% чистой прибыли по МСФО, принимая во внимание ограничения, установленные Дивидендной политикой.

Социально ответственная модель корпоративного управления

Сбербанк на добровольной основе, начиная с 2010 года, составляет отчетность в области устойчивого развития в соответствии c международными нормами поведения и принципами, закрепленными международными стандартами в области корпоративной социальной ответственности и устойчивого развития: ISO 26000, AA1000, а также стандартами раскрытия информации, разработанными группой GRI (Global Reporting Initiative).

Корпоративная этика

Мы внедрили единый для Группы Сбербанк Кодекс корпоративной этики, объединивший правила поведения для всех членов команды, независимо от их местонахождения. Кодекс отражает принятые в банке стандарты поведения, гарантирующие честные и справедливые отношения к членам команды, клиентам, партнерам, а также соблюдение законов и внутренних политик. Кодекс полностью соответствует стандартам, предъявляемым международным сообществом для транснациональных компаний.

Информационная прозрачность

Сбербанк как публичная компания стремится к повышению прозрачности своей деятельности путем ведения активного открытого диалога со своими акционерами, инвесторами и другими заинтересованными лицами. В основе информационной прозрачности банка лежит раскрытие информации, осуществляемое в соответствии с Информационной политикой, утверждаемой Наблюдательным советом, которая основана на принципах полноты, достоверности, доступности, сбалансированности раскрываемой информации, а также регулярности и своевременности ее раскрытия. Доступ к публичной информации, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации, предоставляется банком на безвозмездной основе и не требует выполнения специальных процедур (получения паролей, регистрации или иных технических ограничений) для ознакомления с ней.

Официальный сайт Сбербанка по раскрытию информации.

В 2017 году Сбербанк стал призером в Конкурсе годовых отчетов Московской биржи в номинации «Лучший годовой отчет компании с капитализацией более 200 млрд руб.», а также получил специальный приз Конкурса «За многолетнее лидерство».