Формирование экосистемы

За последние несколько лет изменились потребности наших клиентов: их больше не интересуют банки как таковые или финансовые услуги, которые они предлагают. Для клиентов необходимо, чтобы сервисы и продукты решали конкретные жизненные задачи, и бизнес трансформируется в соответствии с этим запросом. Теперь компании и финансовые институты стремятся удовлетворять как можно большее количество потребностей из разных сфер жизни своих клиентов. Кроме того, границы между разными индустриями постепенно стираются из-за смещения фокуса с продуктов в сторону клиентских потребностей, которые зачастую носят кросс-индустриальный характер. Все эти процессы происходят на фоне формирования и взросления «цифрового» поколения людей, которые привыкли использовать современные технологии в повседневной жизни.

Поэтому мы трансформируем бизнес Сбербанка, уходя от модели классического провайдера финансовых услуг и переходя к модели глобальной экосистемы. Задача экосистемы Сбербанка состоит в подборе и внедрении лучших клиентских сервисов для удовлетворения ежедневных потребностей широкого круга клиентов. Для этого мы объединяем на базе единой платформы партнеров банка, оказывающих услуги как финансового, так и нефинансового характера. Все это позволит предлагать клиенту комплексные продукты и решения, повышать уровень удовлетворенности сервисом и поддерживать его на высоком уровне на всех этапах цепочки создания ценности.

Экосистема Сбербанка развивается с 2016 года, постепенно включая все новые нефинансовые сервисы и выходя на новые рынки. Причем часть системы — это наши дочерние предприятия, а другая часть – это независимые компании, с которыми мы заключаем партнерские соглашения. В 2017 году мы заключили ряд значимых для нас партнерств в рамках развития экосистемы Сбербанка.

Направления экосистемы Сбербанка

Одна из наших задач – дать быстрый старт и помочь в развитии тем площадкам, которые входят в экосистему Сбербанка. Так, одним из значимых преимуществ подключения к экосистеме Сбербанка является доступ к накопленной базе данных о клиентах, а также к техническим возможностям нашей платформы. Все это позволяет персонифицировать предлагаемые услуги, а также максимально упростить и ускорить процессы заказа и оплаты услуг.

Среди технических возможностей, которые предоставит своим участникам экосистема Сбербанка, можно выделить систему идентификации клиентов, быстрый обмен данными, единые программные интерфейсы и другие сервисы.

Здоровье

В 2017 году мы приобрели контрольный пакет в компании DocDoc.ru и теперь совместно с этой и другими компаниями – лидерами отрасли создаем экосистему здоровья. Благодаря данному проекту клиенты получат доступ к лучшим медицинским решениям на выгодных условиях.

DocDoc.ru – маркетплейс медицинских услуг № 1 в России. Компания объединяет более 2 600 клиник-партнеров и более 38 тыс. квалифицированных докторов разных профилей. В 2017 году более 660 тыс. клиентов DocDoc.ru получили 1,2 млн консультаций. На конец 2017 года сервисом было покрыто 15 городов России, доля DocDoc.ru в Москве – 70%, в Санкт-Петербурге – 40% рынка.

Электронная коммерция

Другим значимым событием отчетного года стало подписание обязывающего соглашения между Сбербанком и Яндексом о создании совместного предприятия на базе Яндекс.Маркета. Сегодня Яндекс.Маркет – это маркетплейс, объединяющий 25 тыс. частных интернет-магазинов, продающих товары в различных категориях – от бытовой техники и электроники до одежды и продуктов. В 2017 году на базе Яндекс.Маркет было продано товаров на сумму 150 млрд руб., ежедневно платформой пользуются 3 млн клиентов по всей России.

Объединив инфраструктуру и технологии, Яндекс.Маркет и Сбербанк будут развивать экосистему электронной коммерции, включающую покупку и продажу товаров, а также связанные с этим услуги. На горизонте пяти лет у совместного предприятия стоит цель достичь целевого показателя объема продаж в 500 млрд руб. Участие Сбербанка в данном проекте важно как для развития цифровой экосистемы самого Сбербанка, так и для экономики страны в целом. Это партнерство откроет новые возможности для игроков рынка электронной коммерции, малого и среднего бизнеса, а также создаст условия для роста экспорта российских товаров за рубеж и новые возможности для зарубежных участников рынка.

Биометрическая платформа

В ноябре 2017 года мы совершили первый важный шаг по построению биометрической платформы экосистемы банка. Была подписана сделка по приобретению пакета акций в компании VisionLabs, одного из лидеров рынка распознавания лиц в мире. Компания входит в мировой топ-3 по уровню точности идентификации (99,17%). Сотрудничество с VisionLabs позволит создать уникальный биометрический идентификатор для доступа к любой услуге или сервису клиентам Сбербанка и обеспечит высочайший уровень информационной безопасности экосистемы. Данный идентификатор наряду с лицом будет использовать также распознавание по голосу, сетчатке глаза и другим биометрическим факторам.

Платежные сервисы

Яндекс.Деньги – технологическая платформа, предоставляющая услуги по управлению электронными кошельками и мобильными платежами, на которые наслаиваются дополнительные функции, например, возможность удобного сбора средств на общие цели. Помимо этого, Яндекс.Деньги предлагает решения для корпоративных клиентов, которые с помощью сервиса могут автоматизировать платежную дисциплину на своих предприятиях. Эта функция сильно упрощает деятельность онлайн-магазинов и других предприятий.

На конец 2017 года компания предоставляла защищенный доступ к 1,5 млн активных электронных кошельков, обслуживающих объем транзакций на общую сумму 180 млрд руб. К 2020 году компания планирует увеличить количество кошельков до 6,7 млн, а общую сумму транзакций до 370 млрд руб.

Мобильное приложение Plazius позволяет безопасно расплачиваться в любимых кафе и ресторанах с помощью мобильного телефона сразу, не дожидаясь счета и официанта. Кроме того, пользователи могут накапливать баллы и выгодно расплачиваться ими в тех же местах в последующие посещения.

Мобильный оператор

«Поговорим» от Сбербанка – виртуальный мобильный оператор, который предлагает гибкий подход к формированию тарифа и онлайн-контроль за расходами на мобильную связь и интернет с широкой сетью покрытия в России. Также одним из направлений развития оператора является создание удобного мессенджера и выход на новый рынок услуг для Internet of Things (IoT) и Machine to Machine (M2M). К 2020 году мобильный оператор ставит перед собой задачу расширить клиентскую базу до 3 млн пользователей.

Экосистема Сбербанка для бизнеса

Важным направлением совершенствования экосистемы Сбербанка является развитие интегрированных сервисов для малого и среднего бизнеса. В рамках этого направления в экосистему были интегрированы компании Segmento и Эвотор, предлагающие инновационные решения для B2B клиентов.

Segmento – технологическая платформа, таргетирующая рекламу на основе офлайн- и онлайн-данных. Компания предлагает комплексный инструментарий для управления рекламными кампаниями. Несмотря на молодой возраст компании, благодаря решениям Segmento были реализованы интересные кейсы для международных брендов, таких как Hyundai, Samsung, Citroеn. Также платформа неоднократно была отмечена международными премиями.

Эвотор разрабатывает программное обеспечение и технологические решения, выстраивая мощную экосистему управления продажами для предприятий малого и среднего бизнеса. Данная экосистема позволяет компаниям эффективно собирать и анализировать данные о продажах товаров, автоматизировать рутинные процессы продажи товаров и одновременно соответствовать существующему законодательству.

Кроме того, компания Эвотор является одним из лидеров на российском рынке продажи и поддержки онлайн-касс. К 2017 году компанией были интегрированы в экосистему 450 тыс. кассовых онлайн-терминалов. Продажи в 2017 году составили 140 тыс. терминалов. В планах компании достичь к 2020 году 1 млн реализованных онлайн-терминалов (20% рынка) и начать предоставлять компаниям программные решения, основанные на анализе больших данных, что позволит предпринимателям лучше понимать свой бизнес и эффективнее им управлять.

Кибербезопасность

В 2017 году компания БИЗон, на 100% принадлежащая Группе Сбербанк, вышла на рынок кибербезопасности, выполнив первые коммерческие контракты с заказчиками из России, стран СНГ и других стран.

Компания разрабатывает собственные продукты и проводит первые пилотные проекты с заказчиками по продуктам Fraud Monitoring as a ServiceПродукт для финансовых организаций по анализу финансовых транзакций на предмет выявления мошеннических операций и Threat Intelligence PlatformПлатформа для компаний любой отрасли по сбору и обработке технической информации, которая позволяет заказчикам защищаться от кибератак и проводить расследования инцидентов. БИЗон запустил лабораторию по тестированию решений в области защиты информации, позволяющая проводить нагрузочное и функциональное тестирование.

Совместно со Сбербанк Страхованием запущена услуга по страхованию рисков кибербезопасности для малого бизнеса. Планируется также выпуск страховых услуг для других сегментов рынка. В планах компании – вывод на рынок новых продуктов TI.SensorsСпециализированные агенты на рабочих местах, серверах, мобильных устройствах и сетевых устройствах, которые выявляют нелегитимную активность и реализуют алгоритмы защиты клиентских устройств и пользовательского портала по кибербезопасности CyberSpace.

С Ассоциацией банков «Россия» запускается платформа по обмену данными по кибербезопасности для финансовой отрасли России, а с всемирным экономическим форумом (Global Center for Cybersecurity within World Economic Forum) – для компаний Европы и Азии. Запуск направления консалтинга в области кибербезопасности позволит использовать экспертизу компании БИЗон для повышения уровня защищенности заказчиков как внутри Группы Сбербанк, так и коммерческих заказчиков.

Подписаны соглашения о сотрудничестве с Interpol и SWIFT и планируются подписания соглашений с другими государственными и коммерческими организациями в области борьбы с киберпреступностью. Проведены первые международные соревнования CTFCTF (Capture the flag) - командные соревнования по информационной безопасности с участием международных команд первой величины, планируется участием в организации самого крупного соревнования на конференции Defcon, Лас Вегас, США.

Маркетплейс для облачных технологий

В планах Сбербанка создание маркетплейса для облачных технологий на базе совместного предприятия с IT-компанией «АйТеко», входящей в топ 10 отраслевых предприятий. Совместное предприятие предназначено стать ядром экосистемы цифровой экономики. Сервисы облачной инфраструктуры будут доступны для Сбербанка и его клиентов, помогая улучшить эффективность бизнеса, трансформировать бизнес-модель и создать новые точки роста.

Все описанные выше сервисы и новые перспективные компании, собранные на базе единой технологической платформы Сбербанка, вместе смогут создать высокий уровень клиентского опыта, основа которого – эргономичное дополнение друг друга.