Major clients (CIB)

In 2017 the CIB team carried out a large number of major structured transactions. The number of transactions on the equity capital market (ECM), the ruble and foreign-currency debt capital market (DCM), and also mergers and acquisitions (M&A) rose substantially compared to the previous year. In 2017 Sberbank took part in five of six Russian IPOs on the ECM, including En+ (the largest IPO of a Russian company in the past five years), Polyus, Detsky Mir, Phosagro, and Obuv Rossii.

During the year we held one of the leading positions on the ruble DCM, with a market share of around 25%, taking part in 46 issues (to a total volume of RUB 286 billion). On the foreign-currency DCM the number of eurobond issues involving Sberbank doubled (volume of USD 2.4 billion). The largest projects were placements by Norilsk Nickel, Rusal, Metalloinvest, Polyus, EuroChem, Phosagro, Petropavlovsk, Sibur, and Industrial Metallurgical Holding. The Bank was also a co-organizer of a placement of sovereign eurobonds to a total of about USD 4 billion.

At the same time, we are working to implement a number of new products and non-financial services for major clients, such as acquiring for developers, syndicated mezzanine financing, cap and floor swaptions for ruble and foreign-currency rates, cybersecurity services, and pilot services on the basis of blockchain technology.

In September 2017 a pilot transaction was carried out on the issue of an international letter of credit in favor of Severstal using blockchain, with the aim of paying for a delivery of rolled metal products to a foreign counterparty. This was the first such transaction in the CIS. The uniqueness of the project lies in the implementation in blockchain of the full cycle of an international letter of credit transaction: from the time of submission of the application for a letter of credit to the provision of the package of documents for the letter of credit and tracking progress in the document review. The technology makes it possible to substantially reduce the implementation time of the transaction and makes it more transparent.

Another important achievement in 2017 was the performance of Russia’s first blockchain payment transaction with the participation of the companies Megafon and Alfa-Bank. Whereas using the standard arrangements the performance of the transaction could take up to 30 hours, the use of blockchain technology made it possible to reduce the transaction time to a few minutes.

We implemented a number of organizational changes in 2017 that allowed us to raise the quality of service for our major clients, and we continued to improve our internal processes that affect the speed of service.

In order to improve the CIB management model regional CIB Centers will be created, in which only front office functions on the conclusion of transactions and building client relationships remain. Operational and some product support will be consolidated in several hubs. This will allow to double the time on front-office functions, and increase employee efficiency by 20%.

Within the framework of the pilot project for a new lending process, the amount of time required for lending decisions was reduced for selected industries. By the end of 2017 the pilot project was extended to all industries, and we expect that the project will enable us to achieve a substantial reduction in times needed to make decisions on new disbursements in the following year.

The major client satisfaction index rose by 0.5 points in 2017 over 2016, and equaled 82.5 points. We are proud that our client satisfaction is at the same level as leading global corporate investment banks.

Development of service channels

During 2017 we offered our clients a number of technological innovations allowing them to use more convenient service channels. Among them, the Bank introduced the mobile app Sberbank Investor, offering access to investment consulting and brokerage, as well as other investment products in iOS and Android. The app determines the investor’s profile and offers ready-made solutions for beginners and professionals, gives clients the ability to make their own investments in shares and bonds, and has a high level of security with two-factor authentication. More than 1500 clients use the app every day. In December 2017 clients were also given the opportunity to remotely open a brokerage account through a web interface. Clients opened 45 thousand new brokerage accounts during 2017.

The number of clients of the Sberbank FinLine remote banking service system more than doubled in 2017. By the end of the year 225 credit institutions were already using it to make payments, confirm transactions on global markets, and under agreements on cash and transit servicing, and 728 correspondent vostro accounts in Russian rubles, foreign currencies, and precious metals were connected to the system.

As part of the project to implement the Algorithmic Trading Platform, the share of automatically hedged foreign currency transactions rose from 25% at the end of 2016 to 50%. The project makes it possible to manage risk dynamically through the intersection of reciprocal client flows.

For the purpose of developing service channels and increase the convenience of using Sberbank services, access to exchange foreign-currency and interest-rate tools on the forward section of the Moscow Exchange was automated in 2017.

Also in 2017, analysts of the foreign-currency market implemented a pilot project to calculate the profile of the client, which is used to create insights for sales and trading algorithms, and organized mutual offsets of risk positions between voice and electronic trading online. This automation of processes made it possible to free up some traders who were engaged in simple current transactions and direct their efforts to more complex processes of algorithmic management of the trading position.

2017 saw the start of the sale of individual services on geomarketing for retail networks. Such services include calculation of the economic potential of a location for retail outlets, forecast revenues for retail outlets taking into account the surrounding area, and visualization of the most promising outlets on a heat map.

Operations on global markets

Three key areas – currency instruments, repo and money market operations, and debt instruments – accounted for more than 75% of income in total.

A range of significant transformational projects on global markets operations were implemented including algorithmic trade and automatic access to exchange foreign-currency and interest-rate tools.

The line of brokerage business and electronic trading platform products of Sberbank CIB was substantially expanded for the Group’s corporate and retail clients. These efforts were not only aimed at strengthening the position of Sberbank but also helped to a significant degree to develop Russian financial markets. Among the key achievements were:

  • We prepared and conducted the placement of the debut issue of federal loan bonds (OFZs) for the public: about 3 thousand employees of the Retail Business unit were trained, bonds were sold worth more than RUB 22 billion, and more than 14 thousand clients were brought in.
  • The brokerage business became No. 1 in Russia among brokers, banks, and management companies in terms of the number of individual investment accounts, taking 30% of the market. In total, more than 250 thousand brokerage accounts have been opened with Sberbank.

Sberbank maintains its leading position on the Russian market for repo financing. In 2017 the repo portfolio increased by 37.9% and equaled RUB 1,248 billion.

In 2017 a new entity began its work – SB Commodity Trader (SBCT), created to trade in commodities on the domestic market of Russia. With the help of SB Commodity Trader, Sberbank CIB can expand its line of services for clients in prepay products for sale-purchase transactions for commodity assets, arbitrage transactions, and repo goods transactions using price risk hedging tools.

Trade finance

The volume of our transactions in the area of trade finance and documentary operations for 2017 exceeded USD 36 billion. Settlements with domestic letters of credit were equal to RUB 702 billion, 1.6 times more than the figure for the previous year.

A process for the pre-approval of trade finance operation proposals was developed and implemented. This simplified process makes it possible to promptly consider and implement trade finance using unsecured letters of credit of Sberbank corporate clients.

Pre-approved products that carry with them credit risk, which can be provided on the basis of the SMART LMB transactional model of risk assessment, include trade finance operations using domestic unsecured letters of credit.

Clients continue to show interest in using letters of credit to perform import operations. The volume of import letters of credit issued in 2017 with financing exceeded USD 681 million, which is twice the figure for 2016.

In September 2017 Sberbank obtained the status of authorized bank under the government interest subsidy program for export loans – this allowed us to expand our support for Russian exporters.

We are successfully expanding our business of commodity trade finance through Sberbank (Switzerland) AG. Income in this area rose by 80% over the year. In 2017 Sberbank (Switzerland) AG was provided with its own powers to approve commodity trade finance transactions simultaneously with the creation of a local underwriting department, and has also organized a specialized transaction monitoring process.

Relations with financial institutions

CIB clients include about 1.7 thousand banking and non-banking financial institutions, the majority of which are international financial institutions.

A number of notable transactions were concluded with financial institution clients in 2017, including the Region Group (reverse repo, RUB 200 billion), Vnesheconombank (currency swap, USD 500 million), and Renaissance Insurance (M&A, RUB 18 billion).

Sberbank (Switzerland) AG made the first sale of physical gold on the Shanghai Gold Exchange, the largest exchange in China for precious metals (gold, silver, and platinum). This was another important step in developing the commodities business of the Sberbank Group through Sberbank (Switzerland) AG.

Sberbank has developed and approved a technology for performing operations for legal entities under a bank escrow account agreement, which made it possible to bring to the banking services market a modern settlement and at the same time security instrument.

In order to assist clients in the development of their foreign-trade activity and improve the quality of international settlements as of January 1, 2018 Sberbank (including the regional head offices) had opened 121 nostro correspondent accounts in 61 banks worldwide.

In 2017 14.4 million operations in rubles and foreign currency were performed monthly through the vostro correspondent accounts opened with Sberbank, which is 1.4 times more than the same figure for 2016. Average monthly operations in 2017 were RUB 4.8 trillion higher than the figure for 2016 and reached RUB 21.5 trillion.

Крупнейшие клиенты (CIB)

В 2017 году проведено большое количество крупных структурированных сделок. Число сделок на рынках акционерного капитала (ECM), рублевого и валютного рынка долговых бумаг (DCM), а также сделок слияния и поглощения (M&A) существенно выросло по сравнению с прошлым годом. Так, на рынке ЕCM в 2017 году Сбербанк принял участие в 5 из 6 российских IPO: En+ (крупнейшее IPO российской компании за последние пять лет), «Полюс», «Детский мир», «Фосагро», «Обувь России».

В течение года мы занимали одну из лидирующих позиций на рынке рублевого DCM с долей рынка около 25%, приняв участие в 46 выпусках (общий объем – 286 млрд руб.). В части валютного DCM число выпусков еврооблигаций с участием Сбербанка возросло в 2 раза (объем – 2,4 млрд долларов США). К числу крупнейших проектов относились размещения компаний «Норникель», «Русал», «Металлоинвест», «Полюс», «Еврохим», «Фосагро», «Петропавловск», «Сибур», «Промышленно-металлургический холдинг». Банк также выступил со-организатором размещения суверенных еврооблигаций на сумму около 4 млрд долларов США.

Вместе с тем мы ведем работу по реализации ряда новых продуктов и нефинансовых сервисов для крупнейших клиентов, таких как эквайринг для застройщиков, синдицированное мезонинное кредитование, свопционы кэп и флор на рублевые и валютные ставки, сервисы по кибербезопасности, пилотные сервисы на основе технологии блокчейн.

В сентябре 2017 года была осуществлена пилотная сделка по выпуску международного аккредитива с использованием технологии блокчейн в пользу компании «Северсталь» с целью оплаты поставки металлопроката зарубежному контрагенту. Это первая подобная сделка в СНГ. Уникальность проекта состоит в реализации на блокчейн полного цикла международной аккредитивной сделки: от момента подачи заявления на аккредитив до предоставления пакета документов по аккредитиву и отслеживания хода проверки документов. Технология позволяет существенно сократить время реализации сделки и повысить ее прозрачность.

Другим важным достижением 2017 года стало осуществление первой в России платежной транзакции на блокчейн с участием компаний «Мегафон» и «Альфа-Банк». В то время как срок проведения транзакции по стандартной схеме может достигать 30 часов, использование технологии блокчейн позволило сократить время сделки до нескольких минут.

В 2017 году мы внедрили ряд организационных изменений, позволяющих более качественно обслуживать крупнейших клиентов, и продолжили улучшение внутренних процессов, влияющих на скорость обслуживания.

Для совершенствования модели управления CIB в регионах будут создаваться Центры CIB, в которых останутся только front-функции по заключению сделок и построению отношений с клиентами. Операционная и часть продуктовой поддержки консолидируется в нескольких хабах. Это позволит вдвое увеличить время на непосредственную работу с клиентами, а эффективность персонала поднять на 20%.

В рамках пилотного проекта нового кредитного процесса сокращены сроки принятия решений по кредитованию для выбранных отраслей. К концу 2017 года пилот был развернут на все отрасли, и мы ожидаем, что проект позволит добиться существенного сокращения сроков принятия решения по новым выдачам в следующем году.

Индекс удовлетворенности крупнейших клиентов в 2017 году увеличился на 0,5 пунктов и составил 82,5 пункта, что соответствует уровню ведущих мировых корпоративно-инвестиционных банков.

Развитие каналов обслуживания

В течение 2017 года мы предложили клиентам ряд технологических новшеств, позволяющих использовать более удобные каналы обслуживания. В частности, банк внедрил мобильное приложение Sberbank Investor, предоставляющее доступ к инвестиционному консалтингу и брокериджу, а также другим инвестиционным продуктам на iOS и Android. Приложение определяет профиль инвестора и предлагает готовые решения для начинающих и профессионалов, дает возможность клиентам осуществлять самостоятельные инвестиции в акции и облигации и имеет высокий уровень безопасности с двухфакторной аутентификацией. Ежедневно в приложение заходят более 1,5 тыс. клиентов. В декабре 2017 года клиентам также была предоставлена возможность удаленного открытия брокерского счета через веб-интерфейс. В течение 2017 года клиентами было открыто 45 тыс. новых брокерских счетов.

За 2017 год вдвое увеличилось количество клиентов системы дистанционного банковского обслуживания Sberbank FinLine. По состоянию на конец года уже 225 кредитных организаций используют ее для проведения платежей, подтверждения сделок на глобальных рынках и в рамках договоров кассово-инкассаторского обслуживания. К системе подключены 728 корреспондентских счетов Лоро в российских рублях, иностранных валютах и драгоценных металлах.

В рамках реализации проекта по внедрению Платформы Алгоритмической Торговли за год увеличена доля автоматически хеджируемых валютных сделок с 25% до 50%. Проект позволяет динамически управлять риском через скрещивание встречных клиентских потоков.

В целях развития каналов обслуживания и повышения удобства пользования услугами Сбербанка в 2017 году был автоматизирован доступ к биржевым валютным и процентным инструментам на срочной секции Московской биржи.

Также в 2017 году аналитиками валютного рынка был реализован пилот по расчету профиля клиента, который используется для создания инсайтов для сейлз и торговых алгоритмов, организован взаимозачет риск-позиций между голосовым и электронным трейдингом в режиме онлайн. Автоматизация процессов позволила освободить часть трейдеров, занимающихся простыми поточными сделками, и направить их усилия на более сложные процессы алгоритмического управления торговой позицией.

В 2017 году была начата реализация индивидуальных услуг по геомаркетингу для розничных сетей. Такие услуги включают расчет экономического потенциала локации для размещения торговых точек, прогнозы выручки торговой точки с учетом окружения, визуализацию наиболее перспективных точек на тепловой карте.

Операции на глобальных рынках

Более 75% дохода от операций на глобальных рынках приносят три ключевых направления – валютные инструменты, операции РЕПО и денежного рынка и долговые инструменты.

По направлению операций на валютном рынке реализовано в 2017 году ряд значимых трансформационных проектов, среди которых алгоритмическая торговля и автоматический доступ к биржевым валютным и процентным инструментам.

В части развития брокерского бизнеса и электронной торговой платформы Сбербанка CIB существенно расширена линейка продуктов для корпоративных и розничных клиентов Группы. Эти усилия направлены не только на укрепление позиции Сбербанка, но и в значительной степени помогают развитию российских финансовых рынков. В числе ключевых достижений:

  • Подготовлено и проведено размещение дебютного выпуска облигаций федерального займа (ОФЗ) для населения: обучено около 3 тыс. сотрудников блока «Розничный бизнес», размещено облигаций более чем на 22 млрд руб., привлечено более 14 тыс. клиентов.
  • Направление брокерского бизнеса стало № 1 в России среди всех брокеров, банков и управляющих компаний по количеству индивидуальных инвестиционных счетов, заняв 30% рынка. Всего в Сбербанке открыто более 250 тыс. брокерских счетов.

Сбербанк сохраняет лидерскую позицию на российском рынке финансирования в формате РЕПО. За 2017 год портфель РЕПО вырос на 37,9% и составил 1 248 млрд руб.

В 2017 году была начата работа нового юридического лица – «СБ Сырьевой Трейдер», созданного для торговли сырьевыми товарами на внутреннем рынке Российской Федерации. С помощью «СБ Сырьевой Трейдер» Сбербанк CIB сможет расширить линейку сервисов для клиентов по продуктам предоплаты для сделок купли-продажи товарно-сырьевых активов, арбитражных сделок и сделок товарного РЕПО с использованием инструментов хеджирования ценовых рисков.

Торговое финансирование

Объем реализованных сделок в области торгового финансирования и документарного бизнеса за 2017 год превысил 36 млрд долларов США. Объем расчетов внутрироссийскими аккредитивами составил 702 млрд руб., превысив в 1,6 раза показатель прошлого года.

Разработан и введен в действие процесс предварительно одобренных предложений по операциям торгового финансирования. Данный упрощенный процесс позволит оперативно рассматривать и реализовывать сделки торгового финансирования с использованием непокрытых аккредитивов корпоративных клиентов Сбербанка.

В число предварительно одобренных продуктов, несущих кредитный риск и предоставление которых возможно на основе транзакционной модели оценки рисков «СМАРТ КСБ», включены операции торгового финансирования с использованием внутрироссийских непокрытых аккредитивов.

Клиенты продолжают проявлять заинтересованность в использовании аккредитивов при осуществлении импортных операций. Объем выпущенных за 2017 год импортных аккредитивов с финансированием превысил 681 млн долларов США, что в 2 раза превышает показатель 2016 года.

В сентябре 2017 года Сбербанк получил статус уполномоченного банка по государственной программе субсидирования процентных ставок по экспортным кредитам – это позволило расширить поддержку отечественных экспортеров.

Мы успешно развиваем бизнес товарного торгового финансирования (Commodity Trade Finance) на базе Sberbank (Switzerland) AG. В 2017 году Sberbank (Switzerland) AG были предоставлены собственные полномочия на одобрение сделок Commodity Trade Finance одновременно с созданием локального подразделения андеррайтинга, а также выстроен специализированный процесс мониторинга сделок.

Взаимодействие с финансовыми институтами

Клиентами CIB являются около 1,7 тысяч банковских и небанковских финансовых институтов, большинство из которых – международные финансовые институты.

В 2017 году был заключен ряд знаковых следок с клиентами – финансовыми институтами, в числе которых ГК «Регион» (обратное РЕПО, 200 млрд руб.), «ВЭБ» (валютный своп, 500 млн долларов США), «Ренессанс Страхование» (M&A, 18 млрд руб.).

Sberbank (Switzerland) AG осуществил первую продажу физического золота на Шанхайской бирже золота (Shanghai Gold Exchange), крупнейшей бирже в Китае по торговле драгоценными металлами (золото, серебро и платина). Это стало еще одним важным шагом по развитию товарно-сырьевого бизнеса Группы Сбербанк на платформе Sberbank (Switzerland) AG.

Сбербанком была разработана и утверждена технология осуществления операций для юридических лиц по договору банковского счета эскроу, что позволило вывести на рынок банковских услуг современный расчетный и одновременно обеспечительный инструмент.

В целях содействия развитию внешнеэкономической деятельности клиентов и улучшения качества проведения международных расчетов по состоянию на 1 января 2018 года Сбербанком открыт 121 корреспондентский счет Ностро в 61 банке мира.

В 2017 году через корреспондентские счета Лоро, открытые в Сбербанке, ежемесячно проводилось 14,4 млн операций в рублях и иностранных валютах, что в 1,4 раза выше показателя 2016 года. Среднемесячные объемы операций на 4,8 трлн руб. превысили показатель 2016 года и составили 21,5 трлн руб.