Security of banking operations

Economic security

Economic security is an overriding priority for Sberbank. We devote special attention to preventing threats and ensuring the stable work of the bank. In 2017 we identified and prevented 529 attempts to use stolen (lost) or forged passports, identified 22 attempts at fraud using forged payment documents, and prevented 71 cases of theft using forged powers of attorney of a total of RUB 600 million in funds from the deposits of Sberbank clients.

In all, the economic security divisions sent 1,055 statements to law enforcement agencies concerning attempts to cause damage to Sberbank or its clients, and 526 criminal cases were instigated.

We take a proactive approach to the identification of counterfeit banknotesIn 2017, 4,041 counterfeit or intentionally damaged (partial) banknotes were identified, as well as 80 mass influxes of banknotes. Sberbank branches and the Corporate Investment Center detected 949 instances when clients presented counterfeit banknotes of the Bank of Russia. In addition, 1,577 counterfeit banknotes of various face values were removed from circulation. Fifteen people were arrested in 2017 for distributing counterfeit banknotes, with criminal proceedings instigated against one person.

As part of the “Red button–AR” fraud monitoring procedures, 313 audits were performed on corporate borrowers in 2017 at the request of the underwriting service due to suspicions of loan fraud. Instances of loan fraud were confirmed in 169 cases, in the amount of RUB 7.5 billion.

Reviews of 54.3 thousand loan applications of individuals using “Credit Factory” technology were also performed in 2017 and sent on for additional review to the economic security divisions.

Information security

We use state-of-the-art information security systems to ensure secure, fully functional servicing of clients. Artificial intelligence and analytical tools were used in 2017 to identify fraudulent operations when clients voluntarily transfer information to con-men, making it possible to hedge nearly 97% of this risk on the client side. During 2017 more than 300 thousand attempts to steal the funds of individuals and legal entities were stopped, preventing damage of more than RUB 40 billion.

Around 40 major DDoSDistributed Denial of Service attacks on Sberbank were averted, ensuring 100% protection of the bank’s infrastructure.

The Bank pays close attention to cyber-security. The Bank has learned how to successfully combat cybercrime using an intelligent client protection system. The Sberbank project “Fraud monitoring for remote retail channels”, for instance, was the bronze medalist at the international IPMA International Project Excellence Award 2017 competition. As part of this large-scale project, which lasted 15 months, Sberbank implemented a unique fraud monitoring system created based on artificial intelligence. The system automatically protects clients from inappropriate actions caused by a lack of knowledge of cyber-security rules. Every day we uncover several thousand suspicious transactions using this system.

The development of the systems to combat cyber fraud will continue in 2018, to ensure 100% protection of all Sberbank’s client service channels.

Organization of the processing and protection of personal data

At Sberbank, personal data is protected through a single integrated system of organizational, technical and legal measures to protect confidential information (trade secrets, bank secrets, personal data), taking into consideration the requirements of federal legislation (including Federal Law No. 152–FZ dated 27 July 2006 “On Personal Data”) and also global best practices.

When processing personal data, we take the necessary legal, organizational and technical measures to protect data against unlawful or accidental access, destruction, alteration, blocking, copying, provision, dissemination and also against any other unlawful actions with the personal data.

Measures to ensure the safety of personal data include but are not limited to:

  • allocation of a controlled area where Sberbank’s automated systems function;
  • protection of the machine information media on which personal data are stored and/or processed;
  • anti-virus protection;
  • identification and prevention of intrusions;
  • control and analysis of the security level of personal data;
  • ensuring the integrity of Sberbank’s automated systems and personal data;
  • ensuring the accessibility of personal data;
  • protection of the virtualization environment;
  • protection of hardware;
  • protection of automated systems, their tools, communications and data transmission systems;
  • identification of and response to incidents that might lead to breakdowns or disruptions in the functioning of the automated systems and/or to the appearance of security threats to personal data.

In order to neutralize existing threats to personal data security, we use information security tools that have duly passed procedures to assess their compliance with the requirements of Russian information security law.

Access to the personal data being processed is given only to those Sberbank employees who require this data to perform their job duties. Everyone hired by Sberbank signs a non-disclosure agreement covering personal data and other confidential information. This agreement remains part of the employee’s personal file.

In order to improve their information security awareness, knowledge and skills, employees undergo training in the form of mandatory remote training courses.

Sberbank has also organized internal controls (audits) of the compliance of personal data processing with Law 152–FZ and regulations adopted in accordance with this law, personal data protection requirements, Sberbank policy on handling personal data, and Sberbank’s internal regulations. The internal audit is performed by the Internal Audit Service of Sberbank as part of audit reviews.

The Cybersecurity Service of Sberbank monitors the protection of personal data during processing in automated systems. Monitoring of protection in the information infrastructure uses instrumental verification and penetration testing.

Безопасность банковских операций

Экономическая безопасность

Экономическая безопасность является безусловным приоритетом для Сбербанка. Мы уделяем большое внимание предотвращению угроз и обеспечению устойчивой работы банка. В 2017 году было выявлено и предотвращено 529 случаев использования похищенных (утерянных) или поддельных паспортов, выявлено 22 попытки мошенничества с применением поддельных платежных документов и предотвращено хищение денежных средств со вкладов клиентов Сбербанка по 71 поддельной доверенности на общую сумму 600 млн руб.

Всего подразделениями экономической безопасности в 2017 году было направлено 1055 заявлений в правоохранительные органы по факту попыток причинения ущерба Сбербанку или его клиентам, при этом было возбуждено 526 уголовных дел.

Мы ведем активную работу по выявлению внесения суррогатных купюр. В 2017 году было выявлено 4041 поддельных и умышленно поврежденных (составных) купюр, при этом идентифицировано 80 массовых вбросов. В подразделениях Сбербанка и Корпоративно-инвестиционного центра было выявлено 949 случаев предъявления клиентами поддельных банкнот Банка России. Также из оборота было изъято 1577 поддельных банкнот различного номинала. Всего в 2017 году было задержано 15 человек, причастных к распространению поддельных денежных знаков, при этом один человек был привлечен к уголовной ответственности.

В рамках процедуры фрод-мониторинга «Красная кнопка-АР» в 2017 году было проведено 313 проверок в отношении заемщиков – корпоративных клиентов по запросам службы андеррайтинга в связи с подозрением в мошенничестве по кредитным сделкам. В 169 случаях факты мошенничества на общую сумму кредитных сделок 7,5 млрд руб. были подтверждены.

Также в 2017 году было проведено 54,3 тыс. проверок кредитных заявок физических лиц, рассматриваемых по технологии «Кредитная фабрика» и переданных на дополнительную проверку в подразделения экономической безопасности.

Информационная безопасность

Мы используем современные системы информационной безопасности для обеспечения безопасного и полнофункционального обслуживания клиентов. В 2017 году применение искусственного интеллекта и аналитических измерений для определения мошеннических операций, при которых клиент добровольно передает информацию мошенникам, позволило хеджировать около 97% такого риска со стороны клиента. За 2017 год было пресечено более 300 тыс. попыток хищения средств физических и юридических лиц, предотвращен ущерб на сумму более 40 млрд руб.

Были отражены около 40 крупных DDoS-атакDDoS-атака – атака, выполняющаяся одновременно с большого числа компьютеров (от англ. Distributed Denial of Service) на Сбербанк, обеспечив 100% защиту инфраструктуры банка.

Сбербанк уделяет особое внимание кибербезопасности. Банк научился успешно противодействовать киберпреступности с помощью интеллектуальной системы защиты клиентов. Так, проект Сбербанка «Фрод-мониторинг для удаленных каналов обслуживания физических лиц» стал бронзовым призером международного конкурса IPMA International Project Excellence Award 2017. В рамках масштабного проекта, который длился 15 месяцев, в Сбербанке была внедрена уникальная система фрод-мониторинга, созданная на основе искусственного интеллекта. Система в автоматическом режиме защищает клиентов от некорректных действий, вызванных недостаточным знанием правил кибербезопасности. Еженедельно с помощью этой системы мы выявляем несколько тысяч подозрительных операций.

В 2018 году продолжится развитие системы противодействия кибермошенничеству с целью обеспечить 100% защиту всех каналов обслуживания клиентов Сбербанка.

Организация обработки и защита персональных данных

Обеспечение защиты персональных данных в Сбербанке осуществляется в рамках единой комплексной системы организационно-технических и правовых мер по защите конфиденциальной информации (коммерческая, банковская тайна, персональные данные), с учетом требований федерального законодательства (включая Федеральный закон № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006) и лучших мировых практик.

При обработке персональных данных мы принимаем необходимые правовые, организационные и технические меры для защиты данных от неправомерного или случайного доступа к ним, уничтожения, изменения, блокирования, копирования, предоставления, распространения, а также от иных неправомерных действий в отношении персональных данных.

В состав мер по обеспечению безопасности персональных данных в числе прочего входят:

  • обеспечение контролируемой зоны, в пределах которой осуществляется функционирование автоматизированных систем Сбербанка;
  • защита машинных носителей информации, на которых хранятся и (или) обрабатываются персональные данные;
  • антивирусная защита;
  • обнаружение и предотвращение вторжений;
  • контроль и анализ защищенности персональных данных;
  • обеспечение целостности автоматизированных систем Сбербанка и персональных данных;
  • обеспечение доступности персональных данных;
  • защита среды виртуализации;
  • защита технических средств;
  • защита автоматизированных систем, их средств, систем связи и передачи данных;
  • выявление инцидентов, которые могут привести к сбоям или нарушению функционирования автоматизированных систем и (или) к возникновению угроз безопасности персональных данных, и реагирование на них.

В целях нейтрализации актуальных угроз безопасности персональных данных обеспечено применение средств защиты информации, прошедших в установленном порядке процедуру оценки соответствия требованиям законодательства Российской Федерации в области обеспечения безопасности информации.

Доступ к обрабатываемым персональным данным предоставляется только тем работникам Сбербанка, которым он необходим в связи с исполнением ими своих трудовых обязанностей. Все лица, оформляемые на работу в Сбербанк, подписывают обязательства о неразглашении персональных данных и другой конфиденциальной информации, хранение обязательств осуществляется в личных делах работников.

В целях повышения осведомленности, знаний и навыков по вопросам обеспечения информационной безопасности проводится обучение работников в форме обязательного прохождения электронных дистанционных программ подготовки.

Также в Сбербанке организован внутренний контроль (аудит) соответствия обработки персональных данных 152-ФЗ и принятым в соответствии с ним нормативным правовым актам, требованиям к защите персональных данных, политике Сбербанка в отношении обработки персональных данных, локальным актам Сбербанка. Внутренний аудит осуществляется Службой внутреннего аудита Сбербанка в рамках аудиторских проверок.

Контроль обеспечения защиты персональных данных при их обработке в автоматизированных системах осуществляется подразделениями Службы кибербезопасности Сбербанка. В рамках реализации мер контроля защищенности информационной инфраструктуры применяются инструментальный контроль защищенности и тестирование на проникновение.