Employee journey

As part of the implementation of the new Strategy for 2020, we have begun work to outline a new approach to human resource management based on forming a comfortable, understandable and personalised employee journey at the Group. It begins with the introduction to Sberbank, continues during hiring and subsequent advancement and promotion, and does not even end after the specialist’s departure from the Bank.

We have learned on a practical level that the attitude of employees to their work at Sberbank and toward their employer impacts the quality of client experience. Therefore, effective interaction with staff and respect for each employee facilitates an improvement in the quality of client relations.


Employee journey
Stages and focuses
Acquaintance and interest
  • Relations with educational institutions
  • Positive employer branding
  • Profile of a successful employee
  • Individual value proposition
Recruitment and adaptation
  • Reducing the time need to fill vacancies
  • Referral recruitment
  • Digital selection tools
  • New employee adaptation programs and tools
Training and development
  • Maximum exposure of employees to training programs based on business tasks
  • Development of digital training
  • Ensuring the possibility for career growth
Assessment and motivation
  • Transparent assessment system
  • Continuous feedback
  • Competitive remuneration
  • Expansion of corporate benefits
Retention and separation
  • Exit interview process
  • Development of staff loss models
  • Employment programs for outgoing employees
  • Retaining the most unique and valuable people

Acquaintance and interest

Acquaintance with Sberbank is an important step with ramifications for the effectiveness of the employee recruitment process. First, this stage helps potential candidates to learn about the possibilities and nature of work at Sberbank. Second, it helps the Bank to interest, and then hire employees that have the necessary qualifications and meet the necessary requirements.

In view of the above, we focus our attention on analyzing the employees we need to achieve the Bank’s goals (in terms of numbers, structure, qualifications), and then work proactively with the selected target audiences.

The main areas of activity that offer various specialists the opportunity to acquaint themselves with the Bank’s activities are:

  • relations with educational institutions;
  • organization of internships;
  • participation in international events and projects.

We pay special attention to recruiting young specialists, including to entry-level positions. They have their first chance to get acquainted with Sberbank during on-the-job training and internships, an opportunity that is offered to more than 12 thousand students annually. Under the skilled guidance of mentors, interns and student trainees work on real projects in the Group’s business units.

We place special emphasis on preparing versatile specialists. We open specialized departments in higher educational institutions and support talented students with scholarships. The following master’s programs were launched in 2017: “Finance and technology” at Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (second enrollment) and “Financial technology and data analysis” at HSE. These programs encompass both theory and practical application in the areas of management, finance and IT, as well as in-depth studies in data analysis.

We held summer internships for students as part of our efforts to recruit technical specialists in 2017. Nearly 70% of the participants in the internships were subsequently hired. After this success, we introduced the SberSeasons program, which can be combined with a student’s studies. We also held a series of lectures of top-management lectures in key higher education institutions in the spring and summer of 2017. More than three thousand students took part in the 16 events held during the series.

We participate actively in international student events to expand our recruitment perimeter for valuable human resources. For example, with Sberbank’s support a leading European university for technological innovation, Harbour Space University, organized a boot camp for computer programmers in 2017. The boot camp was held from September 27 to October 5, 2017, in Barcelona, and became one of the largest international events for computer programmers.

To improve our personnel recruitment work, we designated the segments of key strategic goals of employees. As the employer, we developed a special value proposition for them, which includes a number of important provisions on staff incentives: a convenient work schedule, special training programs, and a clear career development path.

The Bank’s subsidiary company Sberbank Technology implemented a project in 2017 to create its own technology center at the Technopark in the city of Innopolis. It was this project that managed to breathe life into a new city with almost no residents, to spark its growth and the development of the entire IT industry, to create a strategically important site for the Russian IT industry (the equivalent of Silicon Valley in the USA). Our efforts to attract valuable specialists for both the Bank and the industry as a whole were recognized with wins in two categories of the national HR Brand Award.

Recruitment and adaptation

We are improving the personnel recruitment process, striving to make it more convenient, quick and effective for both candidates and the Bank. We are currently working to optimize our selection and assessment tools for potential employees.

Recruitment of personnel is performed in two key employment segments: mainstream and specialized. Each segment has its own set of selection tools, aptitude tests, personal questionnaires, interviews, and professional case studies.

  • Mainstream segment. In this segment we are trying to digitalize the process of selection and assessment of candidates, which will allow us to improve efficiency and reduce the time spent on selection of employees. Sberbank implemented a pilot project to computerize staff selection tools in 2017. Automatic resume search, automatic calling by robot, and a chatbot recruiter were used. A face-to-face meeting with a candidate was only held at the final selection stage. The pilot project, which was executed in 28 bank branches, was highly efficient and resulted in quality recruiting.
  • Specialized segment. We use more personalized assessment tools when selecting specialists and managers, including cross-functional interviews that allow for more objective and collective decision making when choosing new team members. We are also developing additional channels for the search for personnel in this segment. In particular, we actively use referral recruiting, i.e. selecting personnel based on the recommendations of existing personnel, when searching for IT specialists.

The main indicator of the effectiveness of employee recruitment is the time needed to fill a vacancy. This indicator equaled 24 days based on the results for 2017: 7.5 days for the mainstream segment, and 33 days for the specialized segment. The Bank plans to continue work to accelerate the selection of candidates for vacancies as much as possible.

After completing recruitment procedures for new hires, Sberbank starts its adaptation efforts. The overall effectiveness of the adaptation process is monitored. We have also created a buddy system to help new hires, as well as a mobile app for new employees. An adaptation program was created for specialists and managers in 2017, and more than two thousand new hires around the country took part in it. Seminars and business breakfasts with top management are also held.

To speed up the onboarding process, we plan to reduce the number of documents that must be signed by employees. In parallel, Sberbank is cooperating proactively with the state authorities by making suggestions on the concept of electronic document management for human resources.

Training and development

Ongoing personnel training and development is an important factor in improving their productivity, and also influences their professional growth, satisfaction, and career advancement. This is why we pay close attention to consistent training and development of all target groups of personnel. When developing training programs, Sberbank takes modern business trends and requirements, the Strategy, and the new competency model into account.

In the Strategy for 2020 we have formed a new Sberbank competence model based on the skill set for the twenty-first century, bearing in mind the challenges facing the business, which corresponds to the Bank’s lines of strategic development. The model includes the six key skills we expect from employees. All competencies correspond to three corporate values:



systemic thinking and problem solving, self-development, and innovativeness


results-based management and accountability, team building and cooperation


a client-centric approach


We conducted a communications campaign on the new competence model in 2017 and developed a guide on developing competencies. The training programs for managers and specialists were brought into line with the new competence model.

We foster a culture in which each employee is responsible for their development and career. The Bank in turn provides employees with ample training and development opportunities. According to the results of the survey of employee engagement in 2017, the bank as an employer exceeds by 8 pp the expectations of employees in terms of the opportunities for professional development and training.

Sberbank generates training and development tools for both specialists and managers of the Bank. Specialists are trained through classroom and remote programs in regional training centers and at corporate headquarters. Management attends the Sberbank Corporate University and the Virtual School. From2018, Sberbank specialists will have the opportunity to study the public materials, courses and lectures of speakers at the Virtual School of the Corporate University. We are improving the programs of the Corporate University by implementing innovative virtual reality, adaptive, social and microteaching technologies in the educational process.

More than 26 thousand managers underwent training at the Sberbank Corporate University in 2017, and more than 220 thousand specialists took courses at the training centers.

To improve the effectiveness of training in 2017, we prepared comprehensive educational programs covering several important areas of development of specialists at once. Various groups of employees received training under these programs:

  • 5 thousand specialists of the UDCC Unified Distributed Contact Center. of the Retail Business unit;
  • 2.5 thousand client managers from the Sberbank Premier channel and 500 client managers from the Retail Business unit of the Sberbank First channel;
  • 3.5 thousand client managers from the Corporate Business unit of the Small and Microbusiness channel;
  • 4 thousand employees of the cash-in-transit courier service.
In 2017, the project of an integrated vocational training system for the mass positions of the Retail Business unit received gold in the nomination "New Approaches" and silver in the "Federation" category of the prestigious national "HR-brand" award

We are developing and implementing additional training programs to keep up with the expansion of the role of IT technologies in the Bank’s activity. For example, to improve the digital skills of managers and specialists the Academy of Technology and Data of the Corporate University began its work in 2017. The segment of the Academy containing various distance learning courses was launched in the Virtual School. More than 35 thousand employees have access to this segment. We continue to expand the Academy’s portfolio of programs by bringing in industry experts and teachers from the leading Russian universities.

The coaching and mentoring system also helps to build a comprehensible and clear Employee Journey. These help to better determine the priorities and draw up individual development plans.

It is important that each employee understands the factors on which their advancement depends, and receives feedback on the results of their work. We hold regular “Sberbank: land of opportunity” career building training events. Every employee can see current vacancies on the internal corporate portal and from 2018 they will be seen in Success Factors system.

Employees have the opportunity for both career advancement and professional growth within the Bank. In 2017 there were 6,281 promotions to management positions, of which 6,175 were given to internal candidates and 106 to outside candidates. Internal transfers included 632 job rotations, under which 362 people were rotated to new offices and 270 people were transferred to new jobs.

A talent exchange based on the virtual school was created at Sberbank to support the internal upward mobility of highly talented employees, making it possible to consider talented employees for cross-functional and cross-territorial job rotation. In 2017 we also approved a new approach to work with the Sberbank Talent Pool, and work was organized to develop talent pool members.

An important event last year was the launch of the career counseling system: we formed a pool of counselors, who passed a training program, developed specially for Sberbank. In 2018 career counseling will be included in the development plans of talent pool members. The principles of building a career in Agile were also developed in 2017 and will be applied in 2018.

Assessment and motivation

We believe that a transparent appraisal system of work results is an important aspect of personnel development. All employees are given a regular performance assessment. The assessment results affect the employee’s career advancement and the variable portion of their salary (for detailed information on financial and non-financial incentives, see p. 144). That being said, when taking a decision to promote an employee, we try to factor in not only work performance, but also the correspondence of the employee’s behavior with Sberbank’s values.

No less important in relations with employees is the provision of regular feedback. Based on the employye engagement survey in 2017 half of the employees receive benefitial feedback from their superiors at least once a week. Managers go before personnel commissions once a year, and top management discusses their personal results as part of performance dialogs with the President, usually based on the results for each quarter.

Performance assessment

The performance of various categories of employees are assessed based on special criteria:

  • the assessment of managers includes two parameters: attainment of established KPIs (key performance indicators for day-to-day and project activity) and PPM (priority projects of a manager);
  • the performance of specialists is judged based on an assessment of completed tasks by their immediate supervisor;
  • front office employees receive a performance assessment based on attainment of sales targets, the level of client satisfaction and other indicators.

All goals are established based on Sberbank’s strategic priorities and business plan, and cascade down from the members of the Executive Board to managers and specialists. We continue to implement computer systems to increase the objectivity of planning and the transparency of assessment of quantitative work results.

We use a “5+” employee performance assessment system, which includes two indicators: individual performance and adherence to corporate values. Employees receive two scores pursuant to a letter grading system from A (“significantly exceeds expectations”) to E (“unsatisfactory”). In 2017 this assessment system was improved: the timeframe of quarterly assessment was reduced to one month after the end of the quarter; and the calculation of bonuses based on the submitted assessment was computerized. Control over the provision of feedback and the objectivity of manager assessments will be strengthened in 2018.

Retention and separation

Sberbank performs separate work to analyze the factors and reasons behind the departure of employees. The results are used to improve relations with employees and boost the appeal of Sberbank as an employer. The process of holding an exit interview was instituted in 2017 for a more systematic analysis of the reasons for the departure of employees. We are grateful to our former employees for their work and take their feedback into account.

We designed and implemented in operating activity turnover models for Sales Managers and Consultants in the Retail Business unit. Among other things, the turnover models help us to project future staff turnover (who might leave and when) and, therefore, to forecast the future need for new employees. The turnover models for other professions are under development and in line for pilot testing.

The most valuable and rarest employees are given special offers to enable us to retain them in the Group. Beside these, forecast turnover, proactive elimination of the reasons for turnover, and long-term incentives are used.

We place special emphasis on the procedure for the “separation” with an employee, when the journey with Sberbank comes to an end for one reason or another. We try to retain good relations with all employees with whom we must part. The Bank carries out a special program called “Outplacement”, under which actively assists with the continued development and subsequent employment of employees. The following are used in this program:

  • a vacancy exchange platform (an offer of all vacancies at Sberbank);
  • a psychological support hotline;
  • retraining of downsized employees (internship in divisions);
  • career counseling;
  • retention of social benefits (voluntary health insurance, corporate pension plan);
  • financial assistance in case of relocation to other regions.
During the reorganization of two regional banks in 2017, we helped 1.8 thousand employees find new employment.

We also assist employees to draft resumes and to find employment in partnering companies. Our short-term plans include the development of a system for finding employment for downsized employees. To do so, we will expand our cooperation with partnering companies, and provide employees with the opportunity to use a psychological support service. Educational courses will be established on drafting resumes, the search for vacancies, and ensuring successful interviews.

Путь сотрудника

В рамках реализации новой Стратегии 2020 мы начали работу по формированию нового подхода к управлению персоналом, основанного на выстраивании удобного, понятного и персонализированного Пути сотрудника в Группе (Employee journey). Он начинается с момента знакомства со Сбербанком, продолжается при его найме, дальнейшем развитии, продвижении и не заканчивается даже после его ухода из банка.

Мы на практике убедились, что впечатление сотрудников о работе в Сбербанке и отношении работодателя к ним влияет на качество клиентского опыта. Поэтому эффективное взаимодействие с персоналом и уважительное отношение к каждому сотруднику способствуют повышению эффективности взаимодействия с клиентами.


Путь сотрудника
Этапы и Фокусы
Знакомство и интерес
  • Взаимодействие с учебными заведениями
  • Позитивный бренд работодателя
  • Профиль успешного сотрудника
  • Индивидуальное ценностное предложение
Наем и адаптация
  • Сокращение срока закрытия вакансии
  • Реферальный рекрутинг
  • Digital-инструменты подбора
  • Новые программы и инструменты адаптации сотрудников
Обучение и развитие
  • Максимальный охват сотрудников программами обучения под задачи бизнеса
  • Развитие digital-обучения
  • Обеспечение возможностей для карьерного развития
Оценка и вознаграждение
  • Прозрачная система оценки
  • Непрерывная обратная связь
  • Конкурентное вознаграждение
  • Расширение корпоративных льгот
Удержание и расставание
  • Процесс выходного интервью
  • Разработка моделей оттока персонала
  • Программы трудоустройства увольняемых сотрудников
  • Удержание наиболее редких и ценных кадров

Знакомство и интерес

Знакомство со Сбербанком является важным шагом, оказывающим влияние на эффективность процесса привлечения сотрудников. Во-первых, данный этап помогает потенциальным кандидатам узнать о возможностях и характере работы в Сбербанке. Во-вторых, позволяет банку заинтересовать, а впоследствии и привлечь сотрудников, соответствующих необходимым качествам и требованиям.

В связи с вышеперечисленным мы уделяем особое внимание анализу того, какие сотрудники нам нужны для реализации целей банка (в отношении численности, структуры, компетенций), и далее проактивно работаем с выбранными целевыми аудиториями.

Основными направлениями работы, в рамках которых различным специалистам предоставляется возможность познакомиться с деятельностью банка, являются:

  • взаимодействие с ВУЗами;
  • организация стажировок;
  • участие в международных мероприятиях и проектах.

Мы уделяем большое внимание привлечению молодежи, в частности, на начальные позиции. Возможность начать свое знакомство со Сбербанком предоставляется в рамках практик и стажировок, которые ежегодно проходят более 12 тыс. студентов. Под грамотным руководством наставников стажеры и практиканты работают над реальными проектами в подразделениях Группы.

Особую роль для нас играет участие в процессе подготовки мультипрофильных специалистов. Мы открываем базовые кафедры в ВУЗах, предоставляем стипендии талантливым студентам. В 2017 году были запущены программы магистратуры: «Финансы и технологии» в РАНХиГС (второй набор) и «Финансовые технологии и анализ данных» в ГУ ВШЭ. Данные программы включают в себя теорию и практику в области менеджмента, финансов и ИТ, а также глубокие знания в области анализа данных.

В рамках набора технических специалистов в 2017 году мы провели летнюю стажировку для студентов. Около 70% участников стажировки были приняты на работу. После такого успеха мы запустили программу SberSeasons, участие в которой можно совмещать с учебой. Также весной и летом 2017 года мы провели ряд лекций топ-менеджеров банка в ключевых вузах страны. Более 3000 студентов приняли участие в 16 мероприятиях сессии.

Для расширения границ по привлечению ценных кадров мы активно участвуем в международных мероприятиях для студентов. Так, в 2017 году при поддержке Сбербанка ведущим европейским университетом в области технических инноваций Harbour Space University был организован тренировочный лагерь для программистов. Лагерь был организован в период с 27 сентября по 5 октября 2017 года в Барселоне и стал самым масштабным международным мероприятием для программистов.

В рамках работы над повышением эффективности привлечения персонала мы выделили сегменты ключевых стратегических целей сотрудников. Для них разработано специальное ценностное предложение работодателя, которое включает ряд важных условий для мотивации персонала: удобный график работы, особые программы обучения, понятный путь развития.

В 2017 году дочерняя компания банка «Сбербанк Технологии» реализовала проект по созданию своего технологического центра на базе Технопарка г. Иннополис. Это проект, который, по сути, позволил вдохнуть жизнь в новый город почти без жителей, дать импульс к его развитию и ИТ-индустрии в целом, создать стратегически важный объект для ИТ-отрасли России (аналог Кремниевой долины в США). Усилия по привлечению ценных как для банка, так и для индустрии в целом специалистов были отмечены победами в двух номинациях национальной Премии «HR-бренд».

Наем и адаптация

Мы совершенствуем процесс найма персонала, стремясь сделать его более удобным, быстрым и эффективным как для кандидатов, так и для банка. В настоящий момент мы работаем над оптимизацией инструментов отбора и оценки потенциальных сотрудников.

Подбор персонала осуществляется по двум ключевым сегментам должностей: массовые и немассовые. Для каждого сегмента используются свои инструменты подбора, тесты способностей, личностные опросники, интервью, профессиональные кейсы.

  • Массовый сегмент. В данном сегменте мы стремимся к диджитализации процесса отбора и оценки кандидатов, что позволяет нам повысить эффективность и сократить сроки подбора сотрудников. В 2017 году Сбербанк реализовал пилотный проект по автоматизации инструментов подбора персонала. Были использованы автопоиск резюме, автообзвон роботом, использование чатбота-рекрутера. Таким образом, очная встреча проводилась с кандидатом только на заключительном этапе отбора. Пилот, проведенный в 28 отделениях банка, показал высокую эффективность и качество подбора.
  • Немассовый сегмент. При выборе специалистов и руководителей мы применяем более персонифицированные инструменты оценки. Используются кросс-функциональные интервью, что обеспечивает коллегиальное и более объективное принятие решения о выборе новых членов команды. Также для данного сегмента мы развиваем дополнительные каналы поиска персонала. В частности, при подборе ИТ-специалистов активно используем реферальный рекрутинг – подбор персонала по рекомендациям внутренних сотрудников.

Показателем, характеризующим эффективность подбора сотрудников, является срок закрытия вакансии. По результатам 2017 года данный показатель составил 24 дня: для массового сегмента – 7,5 дней, для немассового – 33 дня. В планах банка – дальнейшая работа для максимально быстрого подбора кандидатов на открытые позиции.

После завершения процедуры найма для новых сотрудников Сбербанк проводит адаптационные мероприятия. Ведется мониторинг эффективности процесса адаптации в целом. Кроме того, создан институт buddy для помощи новичкам, а также мобильное приложение нового сотрудника. Для специалистов и руководителей в 2017 году создана программа адаптации, участниками которой стали более 2 тыс. новичков по всей стране. Проводятся семинары и бизнес-завтраки с участием топ-менеджеров.

Для ускорения процедуры найма мы планируем снизить количество документов, которые необходимо подписывать сотрудникам. Параллельно Сбербанк активно взаимодействует с государственными органами, внося свои предложения в концепцию электронного кадрового документооборота.

Обучение и развитие

Непрерывное обучение и развитие сотрудников является важным фактором повышения их эффективности, влияющим также на их профессиональный рост, удовлетворенность и карьерное продвижение. Поэтому мы уделяем пристальное внимание планированию и организации обучения для различных групп персонала. При разработке программ обучения учитываются современные тренды и требования бизнеса, Стратегия и новая модель компетенций Сбербанка.

В Стратегии 2020 мы сформировали новую модель компетенций Сбербанка, которая основана на навыках XXI века, учитывает стоящие перед бизнесом вызовы, а также соответствует стратегическим направлениям развития банка. Модель включает шесть ключевых навыков, которые мы ожидаем от сотрудников. Все компетенции соответствуют трем корпоративным ценностям банка:


  • системное мышление и решение проблем,
  • управление собой,
  • инновационность
  • управление результатом и ответственность,
  • развитие команд и сотрудничество
  • клиентоцентричность

В 2017 году мы провели коммуникационную кампанию по новой модели компетенций, разработали гайд по развитию компетенций. Программы обучения руководителей и специалистов актуализированы под новую модель компетенций.

Мы формируем такую среду, в которой каждый сотрудник несет ответственность за свое развитие и карьеру. А банк, в свою очередь, предоставляет сотрудникам широкие возможности для обучения и развития. По результатам опроса вовлеченности сотрудников-2017 банк как работодатель на 8 п. п. превышает ожидания сотрудников в части предоставляемых возможностей профессионального развития и обучения.

Сбербанк развивает инструменты обучения и развития как для специалистов, так и руководителей банка. Специалисты обучаются на очных и дистанционных программах в региональных учебных центрах и в центральном аппарате. Для руководителей действуют Корпоративный университет Сбербанка и Виртуальная школа. В начале 2018 года для специалистов Сбербанка будет реализована возможность изучать открытые материалы, курсы и лекции спикеров в Виртуальной школе Корпоративного университета. Мы совершенствуем программы Корпоративного университета, внедряя в учебный процесс инновационные технологии виртуальной реальности, адаптивного, социального и  микрообучения.

В 2017 году более 26 тыс. руководителей прошли обучение в Корпоративном университете Сбербанка и более 220 тыс. специалистов – в учебных центрах.

Для повышения эффективности обучения в 2017 году мы разработали комплексные образовательные программы, охватывающие сразу несколько важных направлений развития специалистов. Обучение по данным программам было пройдено различными группами сотрудников:

  • 5 тыс. специалистов ЕРКЦЕдиный Распределенный Контактный Центр. блока «Розничный бизнес»;
  • 2,5 тыс. клиентских менеджеров канала «Сбербанк Премьер» и 0,5 тыс. клиентских менеджеров канала «Сбербанк Первый» блока «Розничный бизнес»;
  • 3,5 тыс. клиентских менеджеров канала «Малый и микробизнес» блока «Корпоративный бизнес»;
  • 4 тыс. сотрудников инкассаторской службы.
В 2017 году проект комплексной системы профессионального обучения для массовых должностей блока «Розничный бизнес» получил золото в номинации «Новые подходы» и серебро — в номинации «Федерация» престижной национальной премии «HR-бренд».

Мы разрабатываем и внедряем дополнительные программы обучения в связи с расширением роли ИТ-технологий в деятельности Сбербанка. Так, в 2017 году для развития цифровых навыков руководителей и специалистов начала работу Академия технологий и данных Корпоративного университета. В Виртуальной школе запущен сегмент Академии, содержащий различные дистанционные курсы. Доступ к сегменту имеют более 35 тыс. сотрудников. Мы продолжим расширять портфель программ Академии с привлечением экспертов и преподавателей из ведущих российских университетов и индустрии.

Выстраивать понятный и ясный Путь сотрудника помогает также система наставничества и менторинга. Это помогает лучше определить приоритеты и составить индивидуальные планы развития.

Важно, чтобы каждый сотрудник понимал от каких факторов зависит его продвижение в банке. Мы регулярно проводим обучающие мероприятия по построению карьеры «Сбербанк: территория возможностей». Каждый сотрудник может видеть на внутреннем портале актуальные вакансии Сбербанка, а с 2018 года их можно будет увидеть в системе Success Factors.

Сотрудники имеют возможность расти как вертикально, так и внутри банка. В 2017 году состоялось 6 281 назначение на руководящие позиции, из них 6 175 человек – это внутренние кандидаты, 106 человек – внешние. В число внутренних переводов вошли 632 ротации, из которых 362 человека ротированы со сменой территории и 270 человек – со сменой функции.

Для поддержки внутренних продвижений высокопотенциальных сотрудников в Сбербанке создана биржа талантов на базе виртуальной школы, благодаря которой стало возможным рассмотрение талантливых сотрудников для кросс-функциональных и кросс-территориальных ротаций. Также в 2017 году мы утвердили новый подход к работе с Кадровым резервом Сбербанка и организовали работу по развитию кадровых резервистов.

Важным событием 2017 года стал запуск системы карьерного консультирования: мы сформировали пул карьерных консультантов, которые прошли программу обучения, разработанную специально для Сбербанка. В 2018 году карьерное консультирование будет включено в планы развития кадровых резервистов. Также в 2017 году мы разработали базовые принципы построения карьеры в Agile и планируем их внедрение в 2018 году.

Оценка и вознаграждение

Мы считаем, что важным аспектом развития персонала является наличие прозрачной системы оценки результатов деятельности. Все сотрудники регулярно проходят оценку эффективности их работы, результаты которой влияют на карьерное продвижение сотрудника и на переменную часть заработной платы (подробную информацию о материальной и нематериальной мотивации смотрите на с. 144). При этом, принимая решение о повышении сотрудника, мы стремимся учитывать не только результативность работы, но также и соответствие его поведения ценностям Сбербанка.

Не менее важным фактором при взаимодействии с сотрудниками является предоставление регулярной обратной связи. По результатам опроса вовлеченности-2017 половина сотрудников получают полезную обратную связь не реже 1 раза в неделю. Руководители раз в год проходят кадровые комиссии, а топ-менеджмент обсуждает персональные результаты в рамках перфоманс-диалога с Президентом – как правило, по итогам каждого квартала.

Оценка результативности сотрудников

Результативность различных категорий сотрудников оценивается по специальным критериям:

  • оценка руководителей включает два параметра: выполнение установленных КПЭ (ключевых показателей эффективности в рамках текущей и проектной деятельности) и ППР (приоритетных проектов руководителя);
  • результативность специалистов определяется на основании оценки выполнения целей непосредственным руководителем;
  • сотрудники фронт-офисов получают оценки результативности на основе выполнения показателей продаж, уровня удовлетворенности клиентов и иных индикаторов.

Все цели разрабатываются на основе стратегических приоритетов и бизнес-плана Сбербанка и устанавливаются каскадно по вертикали от уровня членов Правления до руководителей и специалистов. Мы продолжаем внедрять автоматизированные системы, повышающие объективность планирования и прозрачность оценки количественных результатов работы.

Мы применяем систему оценки эффективности сотрудников «5+», которая включает два индикатора: личная результативность и соответствие корпоративным ценностям. Сотрудники получают две буквенные оценки по шкале от А («значительно превосходит ожидания») до E («неудовлетворительно»). В 2017 году эта система оценки улучшена: сроки проведения квартальной оценки сокращены до одного месяца с момента завершения квартала; автоматизирован расчет премии на основе выставляемых оценок. В 2018 году будет усилен контроль за предоставлением обратной связи и объективностью оценок руководителей.

Удержание и расставание

Сбербанк проводит отдельную работу по анализу факторов и причин ухода сотрудников. Результаты используются для совершенствования взаимодействия с сотрудниками и повышения привлекательности Сбербанка как работодателя. Кроме того, в 2017 году был разработан процесс выходного интервью для более системного анализа причин ухода сотрудников. Мы благодарны бывшим сотрудникам за работу у нас и учитываем их обратную связь.

В 2017 году мы разработали и внедрили в операционную деятельность модели по оттоку Менеджеров по продажам и консультантов блока «Розничный бизнес». В частности, модели по оттоку помогают спланировать будущую текучесть персонала (кто и когда может уйти) и, соответственно, спрогнозировать будущую потребность в новых сотрудниках. Модели оттока по другим специальностям находятся в разработке и планируются к пилотированию.

Наиболее ценным и редким кадрам делаются специальные предложения, чтобы удержать их в Группе. Кроме того, используются прогнозирование оттока, проактивное устранение причин оттока, долгосрочный элемент вознаграждения.

Особое внимание мы уделяем процедуре «расставания» с сотрудником, если его путь в Сбербанке по тем или иным причинам завершается. Мы стремимся сохранять хорошие отношения со всеми сотрудниками, с которыми нам приходится расставаться. Банк реализует специальную Программу Outplacement, в рамках которой активно содействует дальнейшему развитию и трудоустройству сотрудников. В данной программе используются:

  • площадка обмена вакансиями (предложение всех вакансий в ПАО Сбербанк);
  • линия психологической поддержки;
  • переобучение сокращаемых сотрудников (стажировка в подразделениях);
  • карьерное консультирование;
  • сохранение социальных льгот (ДМС, КПП);
  • материальная помощь при релокации в другие регионы.
При реорганизации двух территориальных банков в 2017 году с нашей помощью было трудоустроено 1,8 тыс. сотрудников.

Также мы оказываем сотрудникам помощь в составлении резюме и трудоустройстве в компании-партнеры. В наши планы на краткосрочную перспективу включено развитие системы трудоустройства сокращаемых сотрудников. Для этого мы будем расширять сотрудничество с компаниями-партнерами, предоставлять сотрудникам возможность использования службы психологической поддержки. Будут разработаны обучающие курсы по составлению резюме, поиску вакансий и прохождению собеседования.