Ключевые достижения по стратегическим программам в 2017 году

Цель программы ЕФС – создать единый стандарт обслуживания во всех каналах взаимодействия с клиентом: в офисах, в мобильном приложении, браузере и телефоне. ЕФС основана на принципе кросс-канальности и подразумевает идентификацию клиента банка во всех каналах. Программа призвана повысить эффективность работы сотрудников и увеличить комфорт для клиентов.

В 2017 году была разработана новая версия платформы ЕФС 7.0 с более высоким уровнем надежности и производительности за счет поддержки режима развертывания в многоблочной архитектуре и режима Stand-In, обеспечивающего повышение отказоустойчивости и бесшовное обновление функциональных подсистем ЕФС.

Начато массовое внедрение нового целевого процесса разработки ЕФС с использованием Инструментальных Средств Разработки. Это позволит одной команде реализовывать решения для всех каналов, максимально переиспользовать уже реализованные объекты и сервисы, уменьшить число ошибок за счет автогенерации типовых функциональных блоков, а также сократить время обучения новых сотрудников.

В 2017 году мы получили свидетельство Роспатента о государственной регистрации платформы Единой фронтальной системы, которое подтверждает авторские права и обеспечивает дополнительную правовую защиту разработок.

Ключевые внедрения в ЕФС в 2017 году
Функционал Канал Эффект
Заявка на потребительский кредит Сбербанк Онлайн (веб)
  • Выдано более 300 тыс. потребительских кредитов на сумму более 100 млрд руб.
Открытие и пополнение брокерских счетов Сбербанк Онлайн (веб)
  • Открыто более 3 тыс. брокерских счетов
Дистанционное резервирование счетов юридических лиц Сайт банка
  • Позволяет сократить с одного часа до 30 минут время нахождения клиента при открытии счета в банке
  • В среднем в месяц юридическими лицами дистанционно резервируется более 25 тыс. счетов
Платежи и переводы для премиальных сегментов Зоны «Сбербанк Первый» в офисах
  • Возможность размещения заявок без посещения офиса банка
  • Повышение удовлетворенности клиентов
Мобильное рабочее место клиентского менеджера CIB Сбербанк Онлайн (мобильное приложение)
  • Повышение скорости и уровня обслуживания клиентов физических лиц
Мобильное рабочее место сотрудника Розничного блока Сбербанк Онлайн (мобильное приложение)
  • Повышение скорости и уровня обслуживания клиентов физических лиц
Опытная эксплуатация в офисах:
  • Операций по вкладам физических лиц
  • Оформления дебетовых карт
  • Приема и выдачи денежных средств для юридических лиц
  • Заявок на автокредит
  • Ипотечных кредитов
  • Оформления кредитных карт
  • Получения выписок и справок
Офисы
  • Сокращение времени проведения операций
  • Сокращение времени пребывания клиента в офисе
  • Повышение удовлетворенности клиентов
Продажа страховых и розничных продуктов на исходящих звонках (Телемаркетинг) Контактный центр
  • Увеличение дохода банка от активных продаж
Заявок на автокредит
  • Заявок на автокредит
  • Продажи продуктов Благосостояния
  • Заявлений на аккредитив
  • Госуслуг в части перевода пенсии и выписки ПФР
  • Расчета лимита кредитоспособности
  • Оформления кредитных карт
Сбербанк Онлайн (веб)
  • Упрощают приобретение продуктов и позволяют размещать заявки без посещения офисов

Практики DevOps внедрены для всех приложений ЕФС. Использование DevOps сокращает время на обновление приложений и позволяет избежать ошибок ручной установки параметров. Покрытие кода автоматическими модульными тестами достигло 80%, что привело к снижению количества ошибок на этапе тестирования в два раза.

В 2017 году банк определил стандарт качества платформы ЕФС. Его выполнение контролируется по 12 метрикам. Использование стандарта вдвое сократило количество ошибок на этапе тестирования и позволило добиться того, что 50% ошибок устраняются в течение 8 часов.

Для профессионального роста сотрудников ЕФС по специально созданной программе обучено 850 человек. Работает программа нематериальной мотивации «ЕФС-бонус» для активных коллег. В рамках рабочего процесса проходят конкурсы, позволяющие ускорить внедрение нового продукта за счет развития здоровой конкуренции.

Банк стремится привлекать в программу ЕФC новых талантливых сотрудников. Для этого в 2017 году:

  • стартовала программа наставничества для разработчиков и аналитиков ЕФС;
  • открыта Школа дизайна ЕФС, первые выпускники которой уже проходят стажировку в банке;
  • организована IT конференции «Продвижение» и технологический конкурс по поиску инновационных идей и концепции мобильного сервиса для клиентов;
  • специалисты Программы приняли участие в своих и сторонних конференциях и митапах, направленных на привлечение лучших специалистов;
  • ведется блог на ресурсе «Хабрахабр», содержащий 36 авторских статей, имеющих более 310 тыс. просмотров публикаций.

Программа «Платформа поддержки развития бизнеса» (ППРБ) является универсальным инструментом для создания бизнес-приложений. В разработке платформы применяются современные технологии In Memory Data Grid – технологии распределенных автовычислений в памяти приложений, которые работают с большими объемами данных в реальном времени.

ППРБ реализует концепцию создания на базе банка Marketplace – онлайн-площадки, объединяющей значительные объемы разной информации, необходимой для клиентов Сбербанка.

Развитие программы «Платформа поддержки развития бизнеса» в 2017 году
Направление Ключевые мероприятия
Совершенствование внутренних процессов работы системы
  • Кластер платформы расширен на 160 узлов, что обеспечивает хранение данных в геораспределенном режиме
  • Внедрен механизм отказоустойчивости и надежности платформы
  • Обеспечено восстановление работоспособности платформы без потери данных в случае инцидента
  • Внедрен интерфейс интеграции с Фабрикой данных
  • Внедрены технологические и базовые прикладные сервисы ядра платформы, необходимые для продуктовых фабрик, расширен инструментарий разработки приложений
  • Сквозной процесс DevOps применяется на технологическом ядре, базовых платформенных сервисах, клиентском модуле и модуле «Переводы ППРБ»
  • Реализован Stand-In для Единого профиля клиента
Бизнес-хаб
  • Внедрены ключевые сервисы:
  • «Единый профиль клиента физических и юридических лиц (ЕПФЮЛ)», «Единый каталог продуктов и тарифов», «Динамический прайсинг», «Пакеты услуг», «Управление доступом к данным клиента», «Online Compliance Control»
  • Запущена пилотная версия интеграции ЕПФЮЛ и мобильного приложения «Сбербанк Онлайн»
  • Единый профиль клиента наполнен данными по вкладным, карточным и кредитным договорам физических лиц всех территориальных банков
  • Проведена миграция клиентских данных юридических лиц из предыдущей кредитной системы по трем территориальным банкам
  • Внедрен процесс принятия решений с применением машинного обучения и искусственного интеллекта
Продуктовые фабрики
  • Начата опытная эксплуатация следующих продуктовых фабрик:
    • «Переводы P2PP2P (person-to-person) - переводы между физическими лицами на ограниченном объеме клиентов с функционалом трансграничных переводов, переводов до востребования» (включая дочерние банки в Казахстане и Беларуси);
    • по розничному бизнесу: «Транзакционный кошелек и дебетовые карты», «Вклады и счета физических лиц», «Кредиты физических лиц»
    • по корпоративному бизнесу: «Cash Management», «Расчетно-кассовое обслуживание юридических лиц», «Депозиты юридических лиц», «Кредиты юридических лиц», «РКО.Конверсия» РКО – расчетно-кассовое обслуживание
  • Запущена в промышленную эксплуатацию фабрика «Торговый Эквайринг», завершен тираж функционала ведения договоров эквайринга, торгово-сервисных точек и POS-терминалов. Начата эксплуатация динамической тарификации по договорам
  • Запущены в промышленную эксплуатацию фабрика «Торговое Финансирование и документарные операции», функционал фабрики «Залоги» по залоговым объектам (недвижимость, оборудование и транспорт, товары в обороте, автомобили)
  • Разработана технология «Магнитофон» «Магнитофон» – технология тестирования нового программного обеспечения, позволяющая записать все банковские транзакции за выбранный период времени на старой автоматизированной системе и затем «воспроизвести» их на новой автоматизированной системе с дальнейшим сравнением результатов работы старого и нового программного кода продуктовой фабрики «Вклады и счета физических лиц», позволяющей проверять качество программ продуктовых фабрик платформы до внедрения продуктовой фабрики «Вклады и счета физических лиц», позволяющей проверять качество программ продуктовых фабрик платформы до внедрения

Программа «Фабрика данных» играет значимую роль в трансформации банка в компанию, функционирующую на основе данных и алгоритмов (data-driven company). В основе «Фабрики данных» лежит создание и развитие data-сервисов и инфраструктуры хранения данных. Программа призвана решить следующие задачи:

  • повышение качества, полноты и доступности данных;
  • обеспечение надежности сервисов, критичных для бизнеса;
  • повышение качества и скорости принятия управленческих решений;
  • снижение временных затрат на запуск и изменение продуктов и услуг;
  • получение дополнительной прибыли за счет использования аналитики данных;
  • снижение стоимости получения данных и владения ими;
  • монетизация данных;
  • проведение поведенческого анализа клиентов и сотрудников для корректировки стратегий работы с разными сегментами.

В 2017 году реализованы и введены в промышленную эксплуатацию ключевые системы для работы с большими данными на технологиях Hadoop – «Облако данных» и «Лаборатория данных».

К настоящему моменту в «Облако данных» загружается информация из 34 систем, содержащих данные как из внутренних, так и из внешних источников. В 2017 году на основе данных, поступающих в Облако, созданы первые витрины с информацией о физических и юридических лицах. Витрины представляют собой срезы хранилища данных по направлениям. Также были созданы первые предметные области Единого семантического слоя (ЕСС) «Фабрики данных». К 2020 году мы планируем обеспечить поступление в Облако всех востребованных потребителями данных, вывести в формат витрин все необходимые для бизнеса данные и завершить построение ЕСС.

На базе «Лаборатории данных» проводятся эксперименты и исследования данных, в том числе по созданию инфраструктуры для работы с data science моделями, использующими методы интеллектуального анализа данных. Эта работа позволит поддержать реализацию инициатив Сбербанка в области искусственного интеллекта.

Центр обработки данных

 
Центр обработки данных

Знаковым событием отчетного периода стал запуск в эксплуатацию первой очереди нового Центра обработки данных в инновационном центре «Сколково» – самого большого ЦОД в России и одного из крупнейших ЦОД подобного класса в Европе. На текущий момент завершены четыре очереди строительства и подходит к завершению пятая.

ЦОД представляет собой высокотехнологичный центр хранения, обработки и передачи больших массивов данных, в котором размещено мощное сетевое и серверное оборудование. Этот проект является значительным шагом для Сбербанка в развитии информационных технологий и использовании больших данных. В задачи ЦОД входят развитие IT-инфраструктуры Сбербанка, обеспечение централизации информации, автоматизации бизнес-процессов и оптимизации вычислительных процессов. Кроме того, ввод нового ЦОД повышает надежность ИТ-систем Сбербанка и оптимизирует эксплуатационные затраты. Проекту ЦОД присвоен уровень надежности Tier–III по международной системе оценки Uptime Institute. Он соответствует показателю доступности систем не менее 99,98%, то есть обеспечивает практически полную непрерывность ее функционирования.

Энергетические системы ЦОД построены по схеме 2N и соответствуют наивысшему уровню энергосбережения и энергозащиты Tier-IV. Система холодоснабжения использует принцип прямого охлаждения забортным воздухом и может работать без расходования электроэнергии более 330 дней в году. Применение систем позволит Сбербанку осуществить ежегодную экономию электроэнергии в объеме около 100 млн руб. Кроме того, новый ЦОД прошел экспертизу Руководства по энергоэффективному и экологическому проектированию (LEED-экспертизу) в США. Ему был присужден 51 балл, а по завершении строительства здание получит сертификат соответствия экологическим стандартам LEED Silver. На начальном этапе эксплуатации ЦОД будет выполнять функцию резервной площадки и позволит Сбербанку отказаться от аренды сторонних резервных площадей. В перспективе ЦОД «Сколково» будет полностью дублировать ЦОД «Южный порт» (введен в эксплуатацию в 2012 году), обеспечивая непрерывность функционирования автоматизированных систем банка. Также мы планируем эксплуатировать ЦОД для нужд новых направлений бизнеса и размещения новых ИТ-систем в рамках развития инфраструктуры банка.

Надежность 99.99

Цель Программы «Надежность 99.99» – повышение доступности клиентских сервисов в части критичных автоматизированных систем банка и поддерживающей инфраструктуры. В 2017 году была проделана большая работа и достигнуты существенные результаты по этому направлению.

Мы реализовали георезервирование части автоматизированных систем для гарантии сохранности клиентских данных и полного восстановления работоспособности автоматизированных систем на резервной площадке.

По итогам года реализован режим дублирования ключевых систем Stand In (99.99%, 24/7) для всех критичных автоматизированных систем. Данный режим обеспечивает сохранение клиентских сервисов в режиме согласованного с бизнесом ограниченного функционала при сбоях в автоматизированных системах и при проведении технологических работ, что позволило избежать более 530 часов простоя систем.

Внедрены в промышленную эксплуатацию пилотные зоны для автоматизированных систем по ряду направлений, что снижает риски при внедрении нового бизнес-функционала.

Другие важные мероприятия отчетного года:

  • Все системы CIB в сжатые сроки перемещены из арендованного центра обработки данных на целевую, более надежную площадку без прерывания сервиса. При этом был проведен tech-refresh части оборудования. Это позволило сократить арендные платежи и повысить надежность сервисов.
  • В промышленную эксплуатацию внедрена автоматизированная система управления мощностями, которая позволяет прогнозировать рост нагрузки на автоматизированные системы и потребность в ресурсах оборудования.
  • Доработана главная процессинговая система автоматизированной системы Way4, что позволило увеличить потенциальную пиковую нагрузку до 5100 транзакций в секунду (текущий зафиксированный максимум 3200 транзакций в секунду).
  • В промышленную эксплуатацию введены автоматический докат транзакций при неуспешной операции взноса наличных на карту на устройствах самообслуживания и автоматический возврат средств в случае отсутствия ответа в платежной системе при эквайринговых операциях.
  • Завершен перевод обслуживания платежей клиентов на централизованное целевое решение, что позволило отказаться от нецелевой площадки. Кроме того, мы сократили время автоматической обработки рублевых платежных поручений юридических лиц до 2,5 минут.