Обращение Президента, Председателя Правления

Герман Греф

Уважаемые акционеры, клиенты и партнеры!

2017 стал важной вехой в жизни Сбербанка. Мы подвели промежуточные итоги трансформации, которой занимались последние 10 лет, и утвердили наши новые стратегические приоритеты.

Внешние условия в прошлом году были неоднозначными, но в целом соответствовали нашим ожиданиям: российская экономика вышла из рецессии, показав умеренный рост в 1,5% на фоне восстановления внутреннего спроса. Однако рост расходов потребителей не был подкреплен ростом доходов. Жесткая кредитно-денежная политика и укрепление рубля в начале года привели к замедлению инфляции до рекордно низкого уровня 2,5%. Как следствие Банк России опустил ключевую ставку ниже 10%, что активизировало спрос на кредиты. В прошлом году мы наблюдали продолжение оздоровления банковской системы: Банк России рекапитализировал три частных банка, убытки которых негативно отразились на рентабельности банковского сектора в целом. Однако, прибыльные банки по итогам 2017 года заработали рекордную прибыль.

Чистая прибыль Группы Сбербанк по МСФО по итогам 2017 года составила 748,7 млрд рублей, а показатель прибыли на обыкновенную акцию вырос на 38%. По рентабельности капитала, которая установила в прошлом году пятилетний максимум, превысив 24%, Сбербанк занял первое место среди 30 крупнейших банков мира.

Достижение таких результатов стало возможным за счет улучшения клиентского опыта, разработки новых технологических решений и повышения эффективности бизнеса.

На фоне смягчения кредитно-денежной политики Сбербанк снижал ставки на свои ключевые продукты, что благоприятно отразилось на кредитном портфеле Группы, который увеличился на 6,6%.

Розничные кредиты демонстрировали уверенный рост на 13,6%, и его лидером стала ипотека: портфель ипотечных кредитов увеличился на 16%. Среди прочего этому способствовало развитие онлайн сервиса «ДомКлик», где наши клиенты могут с удобством осуществлять операции с недвижимостью, включая электронную регистрацию прав собственности. Сейчас этот ресурс посещают в течение месяца более 4 млн клиентов, а объем выданных жилищных кредитов через «ДомКлик» вырос на 51%.

Для клиентов крупного и среднего бизнеса в прошлом году нам удалось существенно упростить кредитные процессы, и теперь более половины клиентов этого сегмента получают одобрение по типовым сделкам менее чем за 5 дней. А в сегменте малого и микро бизнеса для более 50% всех клиентов стали доступны предодобренные СМАРТ-кредиты, которые можно получить в течение дня. Благодаря предпринятым инициативам и снижению общего уровня ставок, по итогам 2017 года Сбербанк выдал рекордные объемы кредитов корпоративным клиентам - более 11,4 трлн руб.

В 2017 году Сбербанк продолжил развивать функционал и удобство каналов обслуживания для своих клиентов. Так, количество активных пользователей удаленных каналов обслуживания увеличилось до 56,8 млн человек. Прирост обеспечивался за счет пользователей мобильного приложения. Ежедневно цифровыми каналами пользуются 14,6 млн человек или почти 30% всех клиентов, совершивших хотя бы одну операцию в месяц (DAU/MAU).

По итогам года более 157 точек обслуживания начали работать в обновленном формате, а в нескольких областях запущен пилотный проект по выдачи наличных в кассах магазинов и сервисных предприятий («Кэш-аут»), что должно существенно упростить доступ к наличным средствам в сельской местности.

Сбербанк продолжает активно развивать свою платежную инфраструктуру и цифровые сервисы с целью увеличения безналичного бизнеса, и в 2017 доля безналичного оборота по розничным операциям достигла 60%. Более 35 млн карт Сбербанка снабжены бесконтактной технологией, которая позволяет совершить покупку «в одно касание». Кроме того, Сбербанк обеспечил возможность оплаты проезда в общественном транспорте бесконтактной банковской картой в 30 городах России.

Для корпоративных клиентов была улучшена функциональность цифровой платформы Сбербанк Бизнес Онлайн, на которую по итогам 2017 года перешли 78% клиентов. Помимо традиционных банковских сервисов, на платформе стали доступны более 30 различных небанковских сервисов, которыми воспользовались более полумиллиона компаний малого и микро бизнеса. В поддержку предпринимательства Сбербанк запустил пакет услуг «Легкий старт» с бесплатным банковским обслуживанием – благодаря этому продукту каждая пятая из вновь созданных компаний в 2017 году открыла свой счет в Сбербанке.

Стремясь расширить диапазон доступных цифровых клиентских сервисов и сэкономить время наших клиентов, мы постоянно совершенствуем наши процессы по обеспечению безопасности и надежности наших систем. По итогам 2017 года система менеджмента информационной безопасности Сбербанка была сертифицирована на международном уровне по стандарту ISO/IEC 27001:2013, а уровень надежности для критических автоматизированных систем в режиме 24/7 составил 99,99%.

Проводимая нами технологическая трансформация способствует повышению скорости разработки и внедрения инновационных изменений. Вместе с автоматизацией процессов это позволяет снижать стоимость базовых операций для бизнеса. В 2017 году мы продолжили программу эффективности и снижения операционных издержек. Нам удалось снизить соотношение расходов к доходам до 35,2% и сократить абсолютный размер операционных расходов на 0,7%.

Еще в начале прошлого года мы приняли решение о более раннем старте разработки Стратегии 2020, так как большинство предыдущих стратегических целей было достигнуто, а глобальные вызовы банковской системе заставляют Сбербанк двигаться вперед еще быстрей, улучшая клиентский опыт, ускоряя разработку и внедрение новых технологий, выходя за рамки традиционных банковских сервисов.

На нашем дальнейшем пути нас несомненно ждут трудности и неожиданности. К тому же растет конкуренция со стороны небанковского сектора, и меняются настроения и потребности клиентов.

Но мы всегда находим адекватный ответ. За последние 10 лет мы выработали гибкость, возможность адаптироваться, отсутствие страха перед изменениями на всех организационных уровнях. Мы готовы быть лидерами перемен.

Я благодарен всем тем, кто верит в наш успех и трудится для его достижения. Доверие инвесторов и акционеров – важный фактор успеха в достижении поставленных целей. Я ценю нашу преданную, трудолюбивую и доказавшую свою эффективность команду. Мы рады становиться лучшей версией себя для наших клиентов.

От имени Правления,
Герман Греф
Президент, Председатель Правления